Как московские театры жили в войну и насколько сильно их изменила эвакуация

Поиск заведений

С июня 1941 года по май 1945-го в условиях войны состоялись 473 тысячи спектаклей и концертов московских театров. Главархив города Москвы и центры госуслуг Мои документы обновили раздел Медиатека виртуального музея "Москва - с заботой об истории", где среди остальных видеороликов представлены документальные сюжеты о театральной жизни столицы времен ВОВ.

Сразу же после начала вои?ны, 22 июня, в Москве было объявлено военное положение. Но несмотря на это, театры не прекращали работать. Только в 1941 году было дано около 50 новых и возобновленных постановок, в их числе Мария Стюарт в Театре Революции, Надежда Дурова, Машенька в Театре имени Моссовета, Адмирал Нахимов в Камерном театре, новая постановка Сильвы в Московском театре оперетты, Штраусиана в Театре имени Станиславского и другие.

ФОТО: vov.mos.ru / Главархив Москвы

Однако несмотря на разнообразие и высокое качество постановок, посещаемость театров в начале войны находилась на очень низком уровне, что поставило последние в тяжелые финансовые условия. Например, посещаемость Театра имени Станиславского упала до 48,6 процента, Театра имени Немировича-Данченко - до 68 процентов, Камерного театра - до 51 процента. В результате в первом полугодии деятельность театров была завершена с убытком в 5,4 млн рублей.

Для сокращения расходов было принято решение о реорганизации театров. В августе 1941 года по указу правительства сеть московских театров была сокращена с 19 театральных трупп до 12; 11 театральных трупп были объединены с сохранением своих творческих коллективов в шести театрах. Подобным образом были объединены драматические театры Ленсовета и имени Баумана, Театр Моссовета и Московскии? драматическии? театр, Театр имени Ленинского комсомола и Современныи? театр и другие. Оперные театры имени Станиславского и имени Немировича-Данченко после слияния стали называться Московским музыкальным театром имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Кроме того, Театр имени Ермоловои? направлялся на постоянную работу в Махачкалу, а Цыганскии? театр Ромэн и Театр эстрады и миниатюр переводились на полную самоокупаемость.

ФОТО: vov.mos.ru / Главархив Москвы

С начала вои?ны театры переключились на широкое обслуживание Краснои? армии и системы местной противовоздушной обороны - бесплатные спектакли, обслуживание агитпункта, посылка бригад артистов на Западныи? фронт. За всю войну на фронтах побывало 3685 артистических бригад, в которых участвовало 42 тысячи артистов - главным образом из московских театральных коллективов.

В октябре 1941 года в связи подходом немецких войск к Москве из столицы был эвакуирован ряд театров. Оставшиеся в Москве театры имени Станиславского и Немировича-Данченко и имени Ленсовета, которые отказались от эвакуации, продолжали непрерывно работать, показывая спектакли и работая над новыми постановками даже в самые тяжелые моменты обороны Москвы. Но театры не могли поддерживать довоенный уровень прибыли, сейчас они работали с большими убытками и выживали только за счет государственных дотаций. Так, за 1941 год общая дотация из бюджета составила 14 млн рублей.

В мае 1942 года, по инициативе Центрального комитета Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи и Всероссийского театрального общества в Москве был создан первыи? Комсомольско-молодежныи? фронтовои? театр.

24 августа 1943 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление "О возвращении в Москву эвакуированных московских театров". Одним из первых в Москву вернулся Государственный академический Большой театр СССР. За 22-месячное пребывание в Куи?бышеве Большои? театр возобновил и поставил заново 15 оперных и балетных спектаклеи?.

Пребывание в эвакуации различно отразилось на творческом состоянии и производственнои? жизни театра. Некоторые театры в этот период выросли, творчески окрепли (Театр имени Моссовета, Камерныи?, Московскии? театр оперетты). Другая же часть театров, пребывая около двух лет вне Москвы, работая в малоприспособленных помещениях, а часто в условиях почти беспрерывного передвижения (Театр сатиры, имени Ермоловои? и "Ромэн"), потеряв ряд ведущих исполнителеи? (театры Сатиры и Революции), к моменту их возвращения в Москву сильно потеряли в качестве спектаклей.

ФОТО: vov.mos.ru / Главархив Москвы

В 1943 году в Москве прошел творческий смотр работ фронтовых театров. Более 3000 работников искусства были награждены боевыми орденами и медалями Советского Союза. Лучшим был признан филиал Государственного театра имени Е. Вахтангова. Так же, как и другие, он вернулся в столицу осенью 1943 года, но долго не мог восстановить работу в собственном здании, которое очень сильно пострадало в ходе бомбежек. Решение о реконструкции здания театра было принято Совнаркомом СССР 22 февраля 1943 года, однако проведение данного решения в условиях вои?ны затянулась надолго.

За время войны значительно возросло и количество театральных коллективов. Например, только за год - с 1944-го по 1945-й - их число увеличилось в два раза - с 312 до 734 коллективов. Также за этот год произошел рост количества постановок. Наблюдался повышенный интерес к произведениям русскои? классики, хотя признавался недостаток современных пьес.

Советские театры, особенно московские, сыграли важное значение в укреплении боевого духа солдат. Такои? масштабнои? культурно-просветительнои? работы, как в СССР, не велось в ходе вои?ны ни в однои? стране мира. Но московским театрам удалось не только поддержать бойцов, но и вернуть довоенный уровень прибыли. За вторую половину 1941-1943 годов столичные театры поставили 93 новых спектакля. Их популярность была так велика, что с начала 1943 года театры перешли на самоокупаемость, отказавшись от дотаций из бюджета города.

Узнать больше об искусстве времен Великой Отечественной войны можно в виртуальном музее "Москва - с заботой об истории", который был открыт Главархивом и центрами госуслуг Мои документы в начале мая. В музее представлено около 7500 тысяч предметов и вещей, которые жители столицы передали на вечное хранение в Главархив в рамках одноименной акции.