Если бы "Битлз" не было, их стоило бы выдумать. "Yesterday" звучит в кино

Поиск заведений

 

, Егор Беликов. Come together, битломаны, опять пришло время подпевать в кино, как когда-то на Help!, Yellow Submarine и The Compleаt Beatles. Сегодня выходит музыкальная комедия Yesterday режиссера Дэнни Бойла - без звезд, зато с песнями The Beatles. Как снять фильм о группе без группы, каким бы был мир без ее музыки и о том, что важнее - любовь или слава, - в материале РИА Новости.

У голливудских студий в последнее время случился бум фильмов о музыке и музыкантах. Фредди Меркьюри и становлению группы Queen посвятили чересчур прямолинейный байопик Богемская рапсодия. Еще живому Элтону Джону повезло больше, и про него (при его же участии) сняли замысловатый, но все же околобиографический мюзикл Рокетмен.

Авторы фильма Yesterday для того, чтобы рассказать в кино о том, что для них значит творчество The Beatles, выбрали путь куда более увлекательный. Их сюжет - из области альтернативной истории: а что было бы, если все в одночасье забыли о музыке The Beatles, несомненно, важной скрепе современной поп-культуры?

Надо думать, это воплощенная мечта почти любого музыканта, который на досуге слушает тех же Beatles: "Эх, вот бы я это написал". Так, наверняка, думал и Джек (известный только по британскому сериалу Жители Ист-Энда актер индийского происхождения Химеш Патель), пока работал кладовщиком в гипермаркете маленького английского городка и безуспешно выступал на сельских ярмарках с незапоминающимися песенками под гитару.

Но однажды Джека на велосипеде сбивает автобус, и в тот же самый момент мир вдруг меняется. Обнаруживается, что никто не знает о The Beatles, только Джек. В общем, ему остается воспроизвести по памяти песни и прославиться.

Авторы решили вовсе не объяснять, какова природа глобальной амнезии, накрывшей Землю (иначе бы приятно-легкая картина выродилась в сложную научно-фантастическую). Yesterday - очень наивная, но при этом неожиданно трогательная и забавная история о неудачнике, который в одночасье превращается в селебрити, но не все рождены чтобы стать звездами, и люди часто находят счастье не на сцене, а в обычной жизни и любви.

Чтобы до конца понять это любовно сделанное кино, нужно быть битломаном (для таких зрителей оставлено немало отсылок). Но, с другой стороны, центральная мысль Yesterday незамысловата: песни ливерпульской четверки настолько прекрасные, что они ни в коем случае не должны исчезнуть, ведь с ними всем нам жить чуть легче, чем без них. Пусть даже останутся эти произведения в исполнении Джека, певца средней бесталанности.

Снимать фильм о национальном достоянии доверили лучшим из лучших. Лауреат Оскара Дэнни Бойл в девяностых взорвал мир героиновой драмой На игле, а в нулевые очаровал "Миллионером из трущоб" и так далее - он один из самых титулованных британских режиссеров. Сценарист Ричард Кертис - гений легкого жанра, автор популярнейшего рождественского фильма Реальная любовь (во всем мире его смотрят в конце года так же запойно, как у нас - "Иронию судьбы"), а еще - Рок-волны, "Бойфренда из будущего" и других. В Англии выход в прокат фильмов Кертиса, как замечают местные комики, - почти национальный праздник: вся страна марширует в кинотеатры.

Но главными героями Yesterday оказываются не Джек и не его милейшая подруга Элли (Лили Джеймс, "Малыш на драйве", "Золушка"), а, конечно, песни, исполняемые по личному разрешению Пола, Ринго и семей Леннона и Харрисона. Все хиты: заглавная Yesterday (наверное, сладчайшая лирическая композиция в истории), дорогие для российского слушателя "Back in USSR", "Let It Be", "Help!", Eleanor Rigby и так далее. Режиссер заражает современный мир битломанией, словно по заявкам всех, кто в силу возраста тех времен не застал.

Для сравнения с битлами (в их пользу, конечно) приводится и современная поп-музыка: в фильме звучат отрывки композиций Эда Ширана. Он, самая трогательная поп-звезда наших дней, до сих пор выглядящий как музыкант из подземного перехода, весьма самоиронично сыграл самого себя. Кстати, герои вместе с Шираном довольно неожиданно заезжают в нашу столицу, где проходит первый удачный концерт Джека.

Кроме этого, из фильма особенно запоминается душераздирающая сцена с Джоном Ленноном. В другой галактике он не стал известным, его не убил безумный поклонник, он прожил долгую счастливую жизнь, о которой мечтал, и удачно расстался с Йоко Оно. Можно заметить, что в наши непростые времена многие режиссеры мыслями утопают в прошлом. Эта сцена очень напоминает картину "Однажды в... Голливуде" Тарантино, где он тосковал по и возвращал к жизни невинно убиенную актрису Шэрон Тейт.

Выходит, все лучшие фильмы уже сняли (и Yesterday - фильм очень хороший, но, будем честны, точно не великий, потому что слишком уж легковесен) и всю гениальную музыку давно написали, и хорошей идеей будет после сеанса просто ее переслушать. Новые песни пусть пишет тот, у кого старые плохие.