Жизнь художника: от замысла к воплощению. К 95-летию Почетного гражданина Балашихи Михаила Аникеева

Поиск заведений

Есть такое понятие - "эффект присутствия". Именно такое чувство испытываешь, попав в балашихинскую картинную галерею на выставку "Жизнь творца XX века". Она посвящена 95-летию со дня рождения Заслуженного художника РСФСР, Почетного гражданина Балашихи Михаила Корнеевича Аникеева. В экспозиции представлено 119 работ мастера.

"Ты, Миха - гений"

Михаил Аникеев родился 14 марта 1925 года на Тамбовщине. Когда мальчику исполнилось 10 лет, семья переехала в Балашиху. Здесь художник и прожил до своего ухода из жизни в 2011 году.

По роду журналистской работы автору этих строк довелось общаться с Михаилом Корнеевичем. Вот и проходя по залам галереи, чувствуешь, будто он сам ведет тебя по своей выставке. Есть в этом что-то мистическое. В реальности же в качестве радушной хозяйки и гида выступила директор картинной галереи Елена Елистратова

- Проект, который получил название "Жизнь творца XX века" концептуально привязан к 190-летию города, 75-летию Победы, а также представляет творчество художника в пространстве города. Всю экспозицию формировал куратор выставки, научный сотрудник галереи Дмитрий Неумоин. - рассказала Елена Викторовна. - Одна из идей проекта: показать путь художника от момента зарождения замысла до готовой работы.

На выставке представлены полотна разных периодов, начиная с того времени, когда художник учился в Суриковском институте. Практически к каждой большой работе, экспонируемой здесь, подобраны эскизы. Аникеев был трудоголиком. Он много ездил, будучи еще студентом. В ходе этих поездок рождались полевые этюды, сделанные на фанерке. Впоследствии тяготел к работе над картинами большого размера, но прежде чем приступить к масштабномуу полотну, старался найти самый удачный вариант композиции. Таковы картины Солдаты, в которой Аникеев выступает наравне с художником еще и как фронтовик, участник Великой Отечественной войны, потом - Машинистки, "Луна над городом", выставляемая впервые, Биохимики.

С первым вариантом Биохимиков произошла странная история, о которой Михаил Корнеевич написал с присущим ему чувством юмора. "При перевозке картину из грузовой машины унесло ветром по маршруту Балашиха - Химки... Бесследно исчезла. Через 20 дней новый вариант написал, еще лучше".

- Подняли мы и дневники Аникеева, расшифровали их, - продолжила свой рассказ Елена Елистратова. - Письма, дневниковые записи полнее раскрывают человеческую сущность. Михаил Корнеевич понимал, что одарен и, не стесняясь, писал это в своих дневниках.

Из дневника М. К. Аникеева.

"Я плачу от радости, что наконец-то дописал картину На току... Ты, Миха, - гений, подбадриваю себя". "Пересмотрел в мастерской еще раз стоящие произведения свои... и потерял дар речи. Не верю, неужели я смог, вернее, родился для создания ощущений и видения Господа Бога и его программы "люби себя и ближнего". Это не я, а Господь Бог остановил на мне (свой взгляд - ред.), сказав: "Михаил, реализуй мои творения, оптимистические, благожелательные".

"Протопи ты мне баньку..."

Изюминка выставки - проект в проекте. Тема - Бани. Открывается эта часть экспозиции работой Михаила Аникеева Баня по-черному. Здесь мы видим также эскизы многочисленных панно и мозаик, которые Аникеев делал для города в течение своей жизни. И наконец, стены зала украшают, словно драгоценные камни в дорогой оправе, фотографии в больших паспарту, на которых запечатлены фрагменты сохранившихся мозаик работы Аникеева, которыми был украшен вестибюль Флеровских бань. Все, что сохранилось до сего времени. Сфотографировал их куратор выставки Дмитрий Неумоин.

- Кто-то из посетителей спросил: почему эти изображения такие маленькие? - припомнил Дмитрий. - По-моему, Михаил Корнеевич настолько самодостаточен, что о его работах не надо рассказывать слишком много. Наша задача - создать определенное впечатление. И если в выставочном буклете эта часть его наследия представлена документально, то в экспозиции даны размытые крупные планы мозаичных фрагментов как бы без следов утраты.

Любопытно, что размеры фотографий в буклете совпадают с размерами фотографий на стене.

- Мне, кажется это очень интересный ход, который придумал Дмитрий Евгеньевич. - высказала мнение директор галереи. - Этим он внес свою лепту в сохранение памяти о работах Аникеева, как коренной балашихинец, как патриот своего города. И хотя то, что написано пером, не вырубишь топором, надо, конечно, заниматься переносом этих горельефов из разрушенной бани, чтобы они не были окончательно утеряны.

Финансовую поддержку в реализации проекта оказало акционерное общество "345 механический завод". Выставка будет работать до 27 сентября.

Сергей ПАНОВ

Фото Ирины ЗУБАРЕВОЙ и автора