Важнейшее из искусств: почему в Москве закрываются кинотеатры

Поиск заведений

Финальные титры, зал опустел. Это был дневной сеанс. Вечером зрителей не намного больше. Билетов продано в два раза меньше, если сравнивать с прошлым маем - не десять миллионов, а только пять.

О сегодняшней ситуации рассказал генеральный директор сети кинотеатров Дмитрий Нартов:

- Помните, как в фильме "В бой идут одни старики - все нормально, падаем.

- Что послужило причиной, это все-таки уход Голливуда?

- Конечно, конечно, никаких других причин нет. Люди привыкли смотреть в кинотеатрах фильмы-события.

Голливуд давал кинотеатрам 80% выручки. Не только в России. Фабрика грез подмяла под себя мировой прокат. Исключение - лишь самобытная пляшущая Индия, закрытые-самодостаточные Китай, Иран.

И теперь российские крупные сети готовятся закрыть до 50 процентов кинотеатров. В Москве уже закрылись первые два. Как в пандемию, отрасль привычно просит помощи у государства.

В нашем распоряжении - копия письма в правительство. Дать отсрочку по кредитам, налоговые льготы, отменить НДС на общепит в кинотеатрах, позволить досрочно разрывать договоры аренды, чтобы не содержать залы, работающие в убыток. И главный пункт - 6,5 миллиардов рублей из бюджета.

Минфин попросил обосновать эту немалую сумму, прежде чем принять решение. Мнение главы Думского комитета по культуре - сначала кинотеатры должны сами искать новые формы.

"Мы выдам деньги на что? На то, чтобы кинотеатры просто стояли, не закрывались, и мы ждем чего? Мы ждем возвращения голливудских релизов, которые позволяют собирать большие кассы? Тогда это пустое", - отметила председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская.

Голливуд крепко подсадил зрителей на блокбастеры. И сейчас, без ярких премьер, поход в кино кажется пресным.

Но российская индустрия постепенно осваивает нишу фильмов-событий: Движение вверх, Холоп, Сталинград, Т-34.

Всего таких отечественных блокбастеров, собравших в прокате более миллиарда рублей, то есть, новых легенд - семнадцать.
"Костяк вообще систематики кинохождения - это, конечно же, жанровое кино, которого российский кинопром делает мало", - отметил член ассоциации владельцев кинотеатров Роман Исаев.

Что сейчас идет в кино? - Два десятка фильмов, четверть из них - Европа и Америка, картины-середнячки; остальное - Россия. Причем половина - это мультфильмы.

Индустрия пытается максимально быстро приспособиться к новым реалиям. Вот, пример, в кинобаре, наряду с классическим попкорном, появились снеки со вкусом индийских пряностей и специй, чтобы можно было не только посмотреть Болливуд, но еще и попробовать на вкус. У этого коммерческого хода две причины: во-первых, такой интерактив зрителю нравится, а, во-вторых, на российский широкий экран, спустя много лет, возвращаются те самые индийские фильмы.

Идут переговоры с Латинской Америкой, Юго-Восточной Азией, есть авторские европейские фильмы. То, что раньше смаковали эстеты-киноманы - теперь пойдет в массы

"Но это все нишевые истории, которые, позволяют расширить аудиторию, но не позволяют кардинально решить финансовые проблемы", - сказал генеральный директор сети кинотеатров Алексей Васясин.

И это главная задача для индустрии сейчас - поставить съемки крепкого кино на поток. А дальше - количество перейдет в сверхкачество.

"Наш кинематограф был недосягаемой вершиной для мира, для мирового кино. Фильмы Тарковского, Бондарчука. Мы, наконец, должны понять, что мы - Россия, что у нас другой путь", - отметил народный артист РФ Николай Бурляев.

К чести кинотеатров, оказавшись на пороге кризиса - они борются. Транслируют на большом экране футбол, крупные форумы, устраивают ретро-показы классики мирового кинематографа.
Отдельный жанр - отношения кинотеатров и арендодателей. Здесь двум видам бизнеса, похоже, придется договариваться так же, как делали это в пандемию. И тогда - смогли. Но главное, что кинотеатры хотят донести - они не закрыты, фильмы идут, новинки - есть. И зрителей здесь очень ждут. Семьями и лично каждого.