Василий Вдовин провел мастер-класс для юнкоров "ВМ"

Поиск заведений

Ребята смело наносят краску на стекло - плотные мазки гуаши ложатся один к другому, образуя яркие пятна, которые плавно складываются в волшебные образы.

- Я очень люблю проводить мастер-классы по монотипии, - рассказывает Василий Вдовин. - Техника хороша тем, что даже у людей, которые с детства не брали в руки кисти, в результате получаются яркие и красивые работы - главное не бояться цвета и дать волю фантазии. Часто бывает так, что на палитре цвета смотрятся очень эффектно, но при переносе на бумагу они блекнут. Принцип монотипии позволяет нам сохранить красоту цвета, смешанного на палитре. Сделать все очень легко технически - на стекло наносится рисунок или просто мазки плотной краски, после чего к стеклу прижимается лист акварельной или пастельной бумаги. Нужно дать краске немного впитаться, после чего снять лист и дать работе высохнуть. Уверен, что результат не разочарует.

Во время занятия Василий Вдовин рассказал юнкорам ВМ о том, как пришел в профессию.

Творческий путь

Я учился советское время, когда в школах и домах пионеров была хорошо развита система кружков. В шестом классе на уроке рисования на меня обратил внимание учитель черчения и рисования и пригласил к себе в кружок. Так, с 12 лет я понял, что хочу стать художником, что приятно удивило моих родителей - до этого в нашей семье художников не было. В те годы художники считались элитой, в хорошем смысле слова, эта профессия считалась уникальной и высоко ценилась.

После я учился в художественном училище, затем поступил в Строгановку. С поступлением связана интересная история - я приехал поступать в Москву из родного Екатеринбурга и хотел попасть на отделение живописи в Суриковский институт, но невнимательно прочитал условия поступления и опоздал на экзамены. В холле Суриковского института меня заметила молодая девушка и попросила посмотреть мои работы. Отметив, что они хорошие, она посоветовала поехать с документами в Строгановку, где в тот день как раз шел набор.

Я сразу отправился туда, но на живописном отделении заявления уже не принимали. Тогда мне посоветовали подать работы на факультет промышленной графики. В то время это подразумевало подготовку художников-оформителей, упаковщиков - в общем, все то, от чего я старался всеми способами откреститься.

Я отказался, забрал работы и уже направился к выходу с намерением уехать из Москвы. По пути к выходу я увидел великого русского художника Гелия Коржева. Я узнал его, потому что видел фото в журналах и был знаком с его работами - он написал, как я считаю, потрясающий, независимо от идеологии, триптих Коммунисты, который произвел на меня глубочайшее впечатление. Мне сказали, что он преподает в Строгановке на кафедре живописи. Тогда я решил, что готов учиться на любом отделении, лишь бы иметь возможность посещать лекции мастера такого уровня.

Я вернулся и подал документы на факультет промышленной графики. Сейчас оно называется "коммуникативный дизайн" - крайне модное и востребованное направление, популярный факультет, который выпускает сильных специалистов. После выпуска они занимаются разработкой фирменного стиля компаний, дизайном книг и журналов. Отделение я окончил с отличием, и во время учебы сильно увлекся предметом изучения.

Так я и оказался в Москве, о чем совершенно не жалею. Я освоил работу со шрифтами, с афишами, с фирменным стилем, и эти навыки я использую до сих пор. После этого я попал на работу в издательство Плакат и с большим вдохновением взялся за работу над перестроечными плакатами.

За время работы там я нарисовал более пятидесяти плакатов, около 10 постеров были изданы массовым тиражом. Лет пятнадцать назад часть из них были найдены где-то на выставке, и Музей истории революции, который находится в особняке Кшесинской, купил несколько оригиналов. Так что в какой-то мере у меня есть шанс войти в историю как художник-плакатист.

Потом во времена перестройки меня пригласили в МИД, чтобы я разработал рекламный стиль для встречи Рейгана и Горбачева. Почему пригласили именно меня, не знаю. Может искали молодого художника, может, были ограничены во времени... Мне было тогда тридцать лет, и я принял участие в разработке первого рекламного слогана для политической истории России. После этой работы меня заметили, и в 97-м году я был приглашен в телекомпанию ТВ-Центр, где год проработал арт-директором, после несколько лет работал арт-директором крупного Издательского Дома Пушкинская площадь.

Свободный художник

В 45 лет я ушел из области административной работы и стал свободным художником, менеджером искусства, если так можно сказать, активно занимался выставочной деятельностью, организовывал выставки и сам выставлялся в Союзе художников. За годы работы я провел более пятидесяти персональных выставок в России и за рубежом. Через какое-то время Московский Союз художников выделил мне мастерскую, в которой мы сейчас находимся, за что я выражаю им большую благодарность.

Здесь я работаю творчески уже около десяти лет - даю частные уроки, принимаю учеников. Общаться с детьми и молодежью для меня большое удовольствие. С приходом интернета способы коммуникации молодежи сильно изменились - с одной стороны, конечно, интернет дает безграничные возможности в обучении и в общении, но с другой - с уходом в сетевое пространство ребята совершенно потеряли представление о ручном труде.

Студия находится в старом здании более ста пятидесяти лет. Оно пережило революцию и войны, но находится в неплохом состоянии. В прежние времена это, скорее всего, был жилой барский дом.

Мастерская существует здесь более тридцати лет и находится в ведении Москомимущества и Союза художников. Мне дали право здесь работать, потому что я активно занимаюсь творческой и общественной деятельностью. Например, последние два года являюсь директором концертно-выставочного зала "В доме Нащокина" Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Там я работаю на общественных началах, проводим выставки и концерты как именитых мастеров, так и молодежи.

Сила творчества

Недавно я давал большой мастер-класс в институте Лео Бокерии для детей, которые проходят восстановление после операций на сердце.

Мы писали с детьми фантазийные сюжеты на тему моря. Ольга Александровна Бокерия, жена Лео Антоновича, рассказала мне, что дети после участия в творческих мастер-классах быстрее восстанавливаются после сложнейших операций и тяжелого наркоза. Сейчас у докторов в институте появилась идея давать мастер-классы больным детям перед операцией, чтобы уменьшить волнение перед этим непростым моментом.

Должен сказать, что занятия рисованием положительно влияют на человека. Заниматься ко мне ходят совершенно разные люди - и дети, и взрослые, и люди в возрасте. Прикосновение к краскам, к миру изобразительного искусства всегда вызывает у людей вдохновение и душевный подъем. Люди начинают смотреть на мир другими глазами.

Художником может стать каждый?

Как правило, художники делятся на два лагеря, относительно вопроса обучения. Одни считают, что человека без таланта надо тотчас же выгонять из-за мольберта и не давать ему прикасаться к краскам, чтобы он их не портил.

Я придерживаюсь другого мнения - по моим наблюдениям, талант не всегда просыпается сразу. Я считаю, что научить рисовать и писать картины до определенного уровня можно любого человека без яркого дарования. Как и в любой профессии, в художественном ремесле есть определенные тонкости.

До определенного возраста, примерно лет до 12, ребенок в принципе не может понять некоторые особенности рисунка. Как и в любой профессии, в живописи есть свои профессиональные тайны, касающиеся объема и перспективы. Если человек хочет стать художником, то первые занятия по живописи необходимо начинать с академического рисунка. На них объясняются законы ракурса и перспективы, масштабирования и композиции. Это теория и первые практические уроки, которые местами кажутся нудными, но это нужно выучить.

Также я считаю, что чтобы рисовать, нужно хоть чуть-чуть разбираться в анатомии. Сначала нужно научиться рисовать все части человека отдельно, научиться разбираться в устройстве человека. Художник должен быть образован. Есть люди, которые не хотят заниматься наукоемкими дисциплинами, а с ходу говорят - я хочу рисовать картины. Для таких случаев существуют некоторые шаблоны, которые помогают преодолеть трудности. Например, можно научиться рисовать по клеткам. Даже простой перенос картин любимых мастеров на холст поможет понять принципы гармонии и построения композиции. А в дальнейшем, возможно, и раскрыть свой собственный талант.