В Протвино стартовал социальный раунд "Стоп - гаджет!"

Поиск заведений

Отдел ГИБДД ОМВД России по городскому округу Протвино информирует: стартовал социальный раунд по профилактике дорожно-транспортных происшествий, связанных с нарушением правил дорожного движения по причине использования мобильных телефонов (смартфонов) во время участия в дорожном движении - "СТОП-Гаджет!", который пройдет в период с 25 января до 28 февраля 2021 года.

Основные задачи социального раунда:

- Разъяснить водителям, какие факторы отвлекают внимание и могут помешать быстро среагировать на изменение дорожной ситуации (отвлечение внимания на телефонные звонки, написание сообщений, просмотр ленты в социальных сетях, навигатор);
- Донести до водителей идею, что даже кратковременное использование мобильного телефона (смартфона) при управлении транспортным средством несет риск возникновения ДТП - в том числе через разъяснение информации о тормозном и остановочном пути, а также расстоянии, которое преодолевает автомобиль за 1 секунду на разной скорости движения;
- Информировать пешеходов о недопустимости использования мобильного телефона (смартфона) во время участия в дорожном движении, как отвлекающего фактора, который может помешать быстро среагировать на изменение дорожной ситуации при переходе проезжей части дороги и при управлении транспортным средством;
- Способствовать развитию у детей навыков безопасного поведения при переходе проезжей части дороги по пешеходному переходу, включая умение наблюдать за дорожной обстановкой, оценивать остановочный путь автомобиля на разных скоростях и определять опасности в дорожной среде.

Характеристика проблемы:

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, дорожно-транспортные происшествия - первая причина смерти детей и молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет. В Российской Федерации среди основных причин смертности и инвалидности граждан разных возрастов дорожно-транспортный травматизм также занимает одно из первых мест.

В 2020 году на территории Московской области произошло 4 848 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 744 человека погибли и 5 725 получили ранения различной степени тяжести.

Очевидно, что по статистике причиной подавляющего числа ДТП является человеческий фактор. Сложность сенсомоторной реакции участника дорожного движения определяется скоростью и слаженностью работы его зрительного анализатора, мышления и памяти - участник дорожного движения должен на дороге увидеть проблему, проанализировать ее, найти решение, преобразовать решение в действие. Ошибки восприятия, потеря концентрации внимания, неверная оценка событий на дороге, усталость - все это может повлиять на действия водителя и привести к дорожной аварии.

В 2020 году в Подмосковье основными нарушениями ПДД водителями ТС, которые привели к наибольшей тяжести последствий, были:

· выезд на полосу встречного движения;
· несоответствие скорости конкретным условиям движения или ее превышение;
· нарушение правил проезда пешеходных переходов.

Рассмотрение причин данных правонарушений с точки зрения факторов риска показывает, что сопутствующим фактором является отвлечение внимания. Согласно исследованиям управление автомобилем и одновременное написание сообщений в 6 раз опаснее, чем вождение в состоянии опьянения. Новое исследование страховой компании Allianz говорит о том, что отвлечение внимания от дороги является причиной одного из 10 ДТП. По данным ВОЗ разговоры по мобильному телефону во время вождения повышают риск попадания в ДТП примерно в четыре раза. Использование телефонной гарнитуры не снижает уровень риска, а если водитель пишет или читает смс-сообщения, риск ДТП возрастает более чем в 20 раз. Исследования также свидетельствуют о том, что отвлечение водителя от задачи управления транспортным средством в течение длительных периодов времени существенно повышает риск ДТП.

Использование мобильных телефонов (смартфонов) может заставить водителей отвести взгляд от дороги, убрать руки с рулевого колеса и отвлечь внимание от дороги и окружающей ситуации. Именно этот тип отвлечения, известный как когнитивное отвлечение, оказывает наибольшее влияние на поведение водителя. Существует все больше доказательств, которые показывают, что отвлечение внимания может повлиять на способность водителя управления автомобилем, например, увеличить время реакции (особенно время реакции на торможение, а также реакция на сигналы движения), ухудшить способность удерживать правильную полосу движения, привести к сокращению дистанции и в целом снизить осведомленность об окружающей ситуации.

Тема отвлечения внимания от дороги крайне актуальна для россиян. Исследование 2018 года ВЦИОМ показало, что количество водителей, разговаривающих по телефону за рулем, не меняется - за последний месяц чаще всего россияне разговаривали за рулем по телефону, держа аппарат рукой - 62% (в Москве - 74%). Каждый третий россиянин и каждый второй москвич за последний месяц набирал сообщение на телефоне, управляя автомобилем. 13% использовали социальные сети за рулем автомобиля.

Согласно исследованию НАФИ 2019 года треть водителей отвлекается на информацию на навигаторе (34%), а также на пассажиров (33%).

Каждый четвертый водитель отметил, что отвлекается на переключение музыки (27%).

Отдельно хотелось бы отметить, что отвлечение внимания относится ко всем участникам дорожного движения - не только к водителям, но и к пешеходам, как к самой многочисленной аудитории участников дорожного движения. И водителям, и пешеходам необходимо умение концентрироваться на окружающей реальности, не отвлекаясь на что-либо или кого-либо.

Ослабление факторов риска дорожного движения, зависящих от человека, - одна из основных задач государства и общества.

Для сведения: Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение в данной сфере: Статья 12.36.1. "Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства:

Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей".

Источник: ОГИБДД Протвино