В Москве проходит японская "Большая чайная церемония"

Поиск заведений

Церемония проходит 22-24 марта в Ботаническом саду МГУ Аптекарский огород под непосредственным руководством основательницы клуба икебаны Икэнобо Мидори Ямады, представляющей в России японскую школу садо-чайной церемонии Омотэ-сэнке.Как отметил посол Японии в России Тоехиса Кодзуки, нынешняя церемония проходит в рамках перекрестного года России и Японии, который продлится до конца весны.

Омотэ-сэнкэ - одна из основных школ японской чайной церемонии, основанная знаменитым Сэн-но-Рикю, мастером чайной церемонии XVI века у сегунов Оды Нобунаги и Тоетоми Хидэеси. Он же ввел в чайную церемонию аскетическую посуду и обстановку, которыми это действо славится сегодня.

"Школа Омотэ-сэнке базируется на многовековых традициях чайной церемонии, которые сегодня сохранились в основном в старых чайных домах Киото, - отметила Ямада-сэнсэй. - Существует множество новых течений, но мы придерживаемся красоты, прошедшей испытание временем".

Для церемонии специально из Японии привезли редкий и дорогой сорт чая маття из Удзи, региона в префектуре Киото, славящегося чайными плантациями, рассказала мастер чайной церемонии Урана Куулар. К чаю подают также вагаси - японские кондитерские изделия, которые положено съесть перед тем как дегустировать чай, поскольку считается, что сладости помогают острее почувствовать вкус напитка.

Как и все старинные японские традиции, чайная церемония обставлена рядом условностей, которые помогают проникнуться важностью момента и отличить это действо от простого чаепития. Так, чашку с чаем полагается поднять правой рукой, поблагодарить и дважды повернуть чашку по часовой стрелке, чтобы во время употребления напитка не касаться губами узора на посуде. Маття пьется в четыре глотка. Когда они сделаны, надо причмкнуть губами, показывая что чай выпит, потом дважды повернуть чашку против часовой стрелки и поставить перед собой на пол (вся церемония проводится сидя с поджатыми ногами на полу).

Японская чайная церемония не просто красива, но несет в себе глубокий философский смысл. В основе ее лежит понятие ваби-саби, означающее что ни одно живое существо не может быть совершенным. Ваби - это внутренняя работа по исправлению собственных недостатков, саби - благодать, которую можно найти в осознании того, что время проходит и все меняется. Соединяя вместе эти два слова, японцы имеют в виду, что надо уметь наслаждаться мимолетностью каждого мгновения жизни, и при этом относиться с уважением и вниманием ко всем отметкам, которые жизнь оставляет на нас самих и на окружающих предметах. Красота понимается в данном случае как что-то хрупкое, потрескавшееся от времени. Поэтому, кстати, Сэн-но-Рикю стал использовать в чайной церемонии очень простую посуду, зачастую слегка неправильной формы (например с неровным верхним краем). Это должно подчеркнуть красоту несовершенства мира.

Чайную церемонию изучают не только женщины, но и мужчины, причем в мужском варианте она выглядит несколько брутальней. Например, женщины снимают крышку сосуда с кипятком, взяв салфетку, а мужчины - голой рукой.

Обучение чайной церемонии подразумевает несколько уровней мастерства и длится не один год. Только вникнув во все тонкости традиции, можно получить диплом мастера. Обладание им подразумевает, что мастер постиг как духовную сторону, то есть прочувствовал ваби-саби, так и приобрел право на работу. Проведение японской чайной церемонии в Москве под заказ продолжительностью 2-3 часа и с соблюдением всех правил стоит 30-40 тысяч рублей.