Режиссер Михаил Расходников о фильме "Недетский дом", милосердии и помощи детям
Поиск заведений
Как снимать кино на остросоциальную тематику и продвигать его к зрителям? Как помогать детям, оставшимся без семьи? Что означает быть милосердным человеком и каким в итоге получился фильм “Недетский дом”, вышедший в прокат 15 сентября? Обо всем этом в новом выпуске программы “Синемания” подробно рассказал режиссер Михаил Расходников.
С: Михаил, в описании фильма “Недетский дом” сказано, что по статистике только 10% воспитанников, вышедших из детских домов, выживают в современном мире. Еще 40% становятся алкоголиками и наркоманами, следующие 40% попадают в тюрьму, а оставшиеся 10% заканчивают жизнь суицидом. Это правда?
МР: К сожалению, эта статистика не изменяется уже долгие годы. Мне бы тоже хотелось верить, что все хорошо. Жизнь столкнула меня не только на фильме, но и до его создания с выпускниками детских домов. Мы помогали интернату в Тульской области. К сожалению, да, это так. Самые трагические вещи происходят не тогда, когда дети находятся там, а когда они оттуда выходят. Их не ждут с распростертыми объятиями известные вузы, их ждет нечто иное. И вот именно тогда случается самый страшный момент.
С: Как вы вообще пришли к социальной тематике, о которой снимаете свои фильмы?
МР: С юности. Я помогал супруге... помогать. Возникла такая комплексная программа помощи интернату. Мы сразу поняли, что не надо привозить только подарки. Т надо ограничиваться ими. Детям нужна дружба, им нужна система попадания в жизнь и опора. Собственно, мы долго работали над достижением этой цели в одном интернате.
Я, в свою очередь, столкнулся там со многими вопросами, на которые не мог найти ответов. Это был интернат для слаборазвитых детей. Знаете, при первом попадании туда понимаешь, что они нормальные, такие какие есть. Так вот я как творческий человек приехал туда с пьесой, чтобы ее там с ребятами быстро за ночь поставить. На что мне сказали: "Ну ты что, с ума сошел. Они и четырех строчек не могут выучить". Я же предложил одному мальчику сыграть роль, и он спокойно это сделал. 15 листов текста! На следующий день мы показали спектакль. Дети очень хорошо его приняли, аплодировали.
Я обратился к воспитателям, сказал, что ведь действительно, ребята могут. В ответ меня попросили их не обнадеживать. И потом, когда мы попытались хотя бы одному ребенку получить вечернее образование со специальной корочкой, то столкнулись со стеной. Она непробиваемая. Мы долго бились, и удалось устроить буквально одного-двух детей.
С: А что за корочки?
МР: Аттестаты, которые выдают подопечным вот таких интернатов для слаборазвитых детей. Чтобы его получить, требуется специальное медицинское освидетельствование. Его проводит психиатр. Посетить его ребенок может с родителем или опекуном. Это такая большая битва, в которой родитель и усыновитель не всегда одерживают победу.
Человек, когда попадает в детский дом, может быть совсем юным и при этом может пережить большое горе. Требуется определенное время, чтобы адаптироваться. Ведь даже взрослые люди не всегда могут это сделать. А тут ребенку диагноз зачастую ставится, когда он находится в самой ранней стадии [проживания горя - прим. ред.].
С: Вот вы упомянули про взрослых. Как-то один режиссер рассказывал, что в качестве волонтера ездил в детский дом. Однажды он с коллегами пришел туда, они разговаривали с детишками. И тут вдруг он понял, что его за палец кто-то держит. Опустив глаза, он увидел маленького мальчика. Тот смотрел на него снизу и говорил: “Папа”. Что взрослому делать в такой ситуаций
МР: Подарить любовь, какую можешь. Сделать все, что можешь сейчас. Например, в фильме “Недетский дом” есть несколько вещей, чтобы изменить ситуацию. Действительно стать приемным родителем. Для этого пойти в школу приемных родителей. Надо знать ответственность. Это очень серьезный труд.
Еще можно стать наставником. Это вообще очень интересная вещь. Если система, в которой есть препоны, разрешит, то появится возможность помогать в профессии, в творчестве. То есть быть большим другом, официально. Сейчас как таковых по форме детских домов нет, эта система устарела. Развивается грубо говоря два направления. Первое - институт приемных семей, чтобы ребенок не попадал туда, откуда просто так не может выйти. Второе - превентивные меры, работа с кровными родственниками.
Знаете, “Недетский дом” уже давно вышел за рамки фильма и стал большой, доброй социальной акцией. К ней присоединилась законодательная инициатива. Артем Метелев, глава комитета Государственной Думы по молодежной политике, бьется на баррикадах за инициативу "Семья вместо детского дома", чтобы внести ряд существенных изменений. Фонд “Арифметика добра” и коалиция детских фондов пытаются проводить работу, связанную с поддержанием родной семьи, развитием приемного родительства и рядом других мер. Там целый комплекс.
С: Красиво звучит. А вы, Михаил, бывали в детских домах, которые не образцово-показательные? Где детей грабят, бьют, насилуют.
МР: Конечно, бывал. Вообще, сама история, которая легла в основу фильма, возникла, когда мне в интернете человек написал рецензию. Это был Андрей Петрушин. Я потом узнал, что он психиатр и что он работал в детском доме. Когда там возникла ужасающая ситуация, он оттуда ушел и выплеснул все в книгу. Такую вот по реальным событиям. Кстати, руководство района, где располагался злополучный детский дом, о книге узнало, и его, слава богу, его закрыли.
Мы с Андреем стали общаться, и я предложил так просто ситуацию не составлять, а с помощью искусства найти выход. Попробовать создать вектор, написать сюжет. Собственно, работу мы начали с этой целью. А когда уже сценарий был написан, стало понятно, что актеров мы так просто не подберем. Это надо не сыграть, а прожить, понять. Ведь многие дети, прошедшие подобное, выглядят старше. Они взрослее любого взрослого.
Мы консультировались со специалистами, с театральными коллегами. К сожалению, оказалось, что брать для съемок фильма ребенка из детского дома нельзя. Возвращение в ту же атмосферу для него приговор. Поэтому мы обратились к ребятам, которые прошли приемные семьи. Работать с ними было очень интересно и в то же время важно им самим. Они хотели не просто сыграть, а попробовать изменить ситуацию для таких же как они детей.
С: Не редки случаи, когда приемные родители бессовестно пользуются тем, что государство дает им деньги, а они эксплуатируют детей. Сталкивались?
МР: Знаете, если обратиться к сути фильма и не привязываться к названию “Недетский дом”, то она заключается в таких человеческих понятиях как любовь и семья. Нельзя назвать семью семьей, если она использует ребенка. Когда воспитываешь его из любви, даже отношение к вот таким вещам становится гораздо проще.
Если мы говорим об аспекте использования, то, распутывая эти клубки, можно прийти к мысли, что и детский дом плохо, и приемная семья тоже. В итоге ничего не меняется по много лет. А смысл здесь простой. Почему мы считаем, что учреждение может воспитать ребенка. Откуда там может взяться любовь? Она рождается только в семье.