Несовершенство техники, настроение и красота в простых вещах. Фотовыставку Сергея Чубарова можно увидеть до 3 октября
Поиск заведений
“Хольга” - вторая выставка Сергея Чубарова в Пущине. Он сам не успел посетить наш город, но многие жители, интересующиеся художественной фотографией и экспериментами в этой сфере, знают автора по тематическим интернет-платформам. В минувшем году экспонировались лирические черно-белые монохромные кадры, в том числе сделанные в технике инфракрасной фотографии. В этот раз представлен фрагмент творчества Сергея Чубарова, который можно отнести к экспериментальной фотографии. Снимки выполнены на камеру “Хольга”.
- “Хольга” - пленочный фотоаппарат, который сейчас принято называть предтечей инстаграма. Фотоаппарат с фиксированным фокусным расстоянием, с малым количеством настроек, снимающий квадратные картинки. Цветные или черно-белые - зависело от пленки, - рассказала Евгения Комарова, руководитель отдела выставочной деятельности ЦКР “Вертикаль”, стипендиат губернатора Московской области как выдающийся деятель культуры и искусства.
Наследие Сергея Чубарова представляет собой огромный архив, с фотографиями разной стилистики и разными методами печати. Подготовкой выставок занимается кураторская группа, состоящая из семьи и друзей автора.
Евгения Комарова, руководитель отдела выставочной деятельности ЦКР “Вертикаль”, стипендиат губернатора Московской области как выдающийся деятель культуры и искусства:
- В этом году работа с архивом Сергея Чубарова была номинирована на государственную стипендию для выдающихся деятелей культуры и искусства в разделе "Работа с художественным русским наследием" и получила поддержку Министерства культуры Российской федерации благодаря Союзу фотохудожников России. Автора уже нет, к сожалению, но можно помогать делать качественные отпечатки, оформлять коллекции.
Экскурсию по выставке провела художник-иллюстратор Анна Сладкова.
- Сколько процентов здесь обработанных кадров? - прозвучал вопрос одного из пущинцев.
- Ноль процентов, - ответила Анна и рассказала об особенностях техники, на которой была выполнена съемка.
Анна Сладкова, художник-иллюстратор, член кураторской группы проекта “Хольга” Сергея Чубарова:
- Хольга - маленький, легкий фотоаппарат, производимый в Китае в 80-х годах. Он позиционировался как простая камера для простых людей. В изначальных моделях даже оптика была пластмассовая. То есть там все просвечивалось, и именно поэтому снимки на Хольгу очень своеобразные.
- Она имеет много особенностей, за которые сейчас ее любят, и все они появились благодаря тому, что фотоаппарат был сконструирован очень просто. Мы видим здесь виньетки, достаточно размытый кадр, также есть засветки. Получается некоторая такая мистическая картинка с эффектом бессознательности, - пояснила Анна Сладкова.
Кот, сидящий на окне в сужающейся полоске света, лошадь в поле, окутанная легким туманом, яркий цветок, вытянувшийся рядом с желтой трубой...
"Яблоки осенью красные в Овсянниково на яблоне" - Сергей Чубаров любил такие названия, говорит Анна.
- По основному роду занятий Сергей Чубаров не фотограф, он занимался разработкой электротехники, но очень много времени посвящал фотографии, серьезно к ней относился, читал много книг, применял разные техники.
Овсянниково - деревня, где родился Сергей Чубаров. Он часто приезжал туда, любил снимать ее.
Кстати! О прогулках по Овсянникову у его семьи есть история: они ходили всегда гуськом. Впереди обязательно шел Чубаров. Когда видел красивое, говорил: "Стоп!". Все останавливались. Говорят, что даже такса сзади останавливалась. И тогда он делал свои кадры.
Александр Родин, житель города Пущино:
-Я на Сергея был подписан в Интернете и помню, как он выкладывал многие снимки. Яблоки на яблоне - фотография, которая меня поразила эффектом глубины за счет того, что край размытый, центр резкий, и получается эффект объемного изображения.
- Сергей фотографировал что-то простое, но при этом очень душевно. Ему был близок пикториализм - направление в фотографии, чем-то похожее на живописный импрессионизм. Фотограф не снимает реальность как она есть, он пытается передать какую-то эмоцию, создать пейзаж настроения. И Сергей мог бесконечно фотографировать одну и ту же локацию. Кроме того, он очень любил геометрические формы и простые вещи.
- Несмотря на то, что он экспериментировал с техникой, во всех этих работах чувствуется личность художника, и мне кажется, это главное, - считает Анна Сладкова.
Ирина Масленникова
Читайте также Когда включат отопление в Пущине?