"Колхозница" из Парижа и яблоки в память о Мичурине: подборка интересных фактов ко дню рождения ВДНХ

Поиск заведений

Где найти копию купола собора Святого Петра, зачем "Рабочему и колхознице" шарф и какие деревья сажали космонавты. В день рождения главной выставки страны рассказываем о неизвестных фактах.

ВДНХ - уже 82! Несмотря на солидный возраст, на выставке по-прежнему кипит жизнь, открываются новые павильоны и реставрируются памятники архитектуры. Кстати, на площади более 325 гектаров расположились 49 объектов культурного наследия. За долгие годы о ВДНХ рассказали все, что возможно, но для mos.ru мы постарались найти некоторые факты, которые могут удивить.

Кубометры искусства

В конце 1930-х годов к художественному оформлению Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (так называлась ВДНХ до 1959 года) привлекли более двух тысяч работников искусств - скульпторов, живописцев и графиков. Это были самые разные люди - от малоизвестных национальных художников до ключевых фигур в искусстве того времени. Для павильонов выставки было создано более 7800 квадратных метров художественных панно и картин, а также 400 скульптурных работ.

В разное время на выставке работали классики советского искусства. Знаменитый полотнами в стиле соцреализма Александр Дейнека делал эскизы монументальных панно для 25-го павильона. Выдающийся график Владимир Фаворский оформлял павильон № 27 "Физкультура и спорт". Один из авторов волгоградской скульптуры "Родина-мать зовет!", скульптор-монументалист Евгений Вучетич, создал горельеф для павильона № 1 Центральный. А первый президент Академии художеств СССР Александр Герасимов участвовал в написании нескольких монументальных произведений для ВСВХ, среди которых "Выступление Сталина на II съезде колхозников-ударников" и "Портрет Мичурина в саду".

Из Парижа в Москву

У северного входа ВДНХ возвышается один из самых знаменитых советских монументов - "Рабочий и колхозница". Однако легендарную статую публика впервые увидела не в Москве - ее изготовили для советского павильона Всемирной выставки 1937 года в Париже. Когда выставка закончилась, скульптуру установили рядом с ВСХВ. С 1948 года она стала официальным символом киностудии Мосфильм.

"Рабочего и колхозницу" создала скульптор-монументалист Вера Мухина. Изначально ее герои были обнажены (в подражание античным "Тираноборцам"), но госкомиссия потребовала их одеть. Связующим звеном композиции стал декоративный шарф, который тоже одобрять не хотели: настоящие колхозницы редко использовали этот аксессуар. Вера Мухина настояла на своем, объяснив, что он необходим для равновесия конструкции.