Госдума приняла во втором чтении проект единого закона об иноагентах
Поиск заведений
Государственная дума в ходе пленарного заседания приняла во втором чтении законопроект, обобщающий действующие нормы российского законодательства об иностранных агентах.
"Действующее законодательство содержит разрозненные положения, закрепленные в различных федеральных законах и устанавливающие различные подходы к базовым элементам, формирующим статус иностранного агента. <...> Законопроектом предусматриваются консолидация и актуализация положений действующих законов, регулирующих статус иностранного агента", - говорится в пояснительной записке к документу.
Законопроектом предлагается установить, что иностранным агентом может быть признано российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового.
"Принятие такого закона необходимо. Мы не раз говорили об этом. И это не только мнение одних депутатов, но и, как показывают опросы населения, проводимые различными социологическими службами, так думают и большая часть населения страны. Недавно проведенный соцопрос показал, что большая часть опрошенных поддерживают присвоение статуса иноагента лицам, которые получают зарубежное финансирование и занимаются политической деятельностью", - прокомментировал документ депутат Госдумы от “Единой России” Бийсултан Хамзаев.
Предусмотрен также перечень лиц, которые не могут быть признаны иностранными агентами.
Под иностранным влиянием понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и иными способами. Под поддержкой понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.
Подчеркивается, что для информирования граждан РФ о том, какие организации и лица являются иноагентами, предусматривается ведение реестра, содержащего также информацию о том, кто аффилирован с иноагентами.
"Иностранные агенты обязаны сообщать о наличии такого статуса своим работникам, органам публичной власти, в которые они обращаются, лоббируя свои интересы, обязаны маркировать производимые ими материалы", - отмечается в пояснительной записке.
Как уточняется, законопроектом помимо ранее закрепленных в законодательстве РФ ограничений для иноагентов предусматриваются также новые. "Иноагентам запрещено осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних, производить информационную продукцию для несовершеннолетних", - указано в документе.
Также на иностранных агентов предлагается распространить ограничения, связанные с инвестированием в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно поправкам ко второму чтению, в законопроекте указывается, что статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте министерства юстиции РФ сведений о таком лице в реестре иностранных агентов и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра.
Кроме того, согласно поправкам, в законопроект подразумевает закрепление ряда дополнительных ограничений для иностранных агентов. В частности, предлагается запретить иноагентам принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности, а также участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, участвовать в организации и проведении общественной экологической экспертизы.
Законопроектом, принятом во втором чтении, предусматривается ведение Минюстом России единого реестра физических лиц, аффилированных с иностранными агентами. "На физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов", - говорится в пояснительных материалах к законопроекту.
В документе также отмечается, что в целях ведения единого реестра Минюсту России в порядке, установленном правительством РФ, предоставляются сведения МВД России (за исключением результатов оперативно-разыскной деятельности), ФНС России, Роскомнадзором, Пенсионным фондом РФ.
В случае принятия федеральный закон вступит в силу с 1 декабря 2022 года.





