Эксперты рассказали об уникальности и тайнах памятника Минину и Пожарскому

Поиск заведений

В Москве готовятся к масштабной реконструкции одного из символов России - внутри монумента освободителям столицы обнаружили серьезные повреждения.

В Москве готовятся к масштабной реконструкции одного из символов России - памятника Минину и Пожарскому. Его планировали отремонтировать еще в 1980-е годы, но не успели - СССР развалился. Как показали исследования, скульптурам срочно нужна помощь архитекторов. Внутри монумента обнаружили серьезные повреждения.

Чтобы их устранить, и при этом не навредить монументу - решено проводить реконструкцию на месте. Для этого построят утепленный павильон-мастерскую. Корреспондент МИЦ Известия Дмитрий Зименкин узнал подробности этой уникальной операции.

Реставрировать монумент задумали еще в 80-х. Но так как реставрация требовалась самому государству, руки до памятника не дошли. И до сегодняшнего дня он только разрушался. У скульптуры Пожарского даже распухла нога.

"Его комплексно не реставрировали никогда. На нем много трещин. Возможно, это дефекты литья первоначального из-за того, что там осталась формовочная масса. Постоянно намокает эта масса, постоянно расширяется, замораживается. И из-за этого тоже трещины раскрываются", - рассказала Ольга Стригун, главный архитектор Государственного исторического музея.

Вот редкие кадры снятые внутри памятника. На них видно, как сильно он разрушается. Конструкции, трещины, влага, которая только ускоряет процесс деформации. Возможно, на аварийное состояние монумента повлиял перенос в 30-х. Тогда его сместили от Верхних торговых рядов - ныне здание ГУМа - к Покровскому собору. Поэтому сейчас реставрация будет проходить прямо на месте. Для чего вокруг него построят специальный утепленный павильон. С помощью балки скульптуры поместят на реставрационный стол и устранят все дефекты.

Шлем князя Пожарского перенесли для реставрации в отдельный павильон. Специалисты проведут расчистку, снимут патину слой за слоем, как на самом шлеме, так и на его затылочной части. Каков будет конечный цвет элементов, пока неизвестно. Также предстоит восстановить утраченную наушину шлема. Но история ее исчезновения - это тайна окутанная мраком.

->

Это рисунки и фотографии из второго тома историко-архивных исследований. Почти два столетия защитная часть шлема Пожарского была на своем месте. И вначале нашего века - в 2001 году, и после реставрации - в 2007-м. А на изображении 2010 года, наушины. уже нет. Она пропала. Вероятно, ее взяли специалисты как образец. Но кто, когда, где... Никто не знает до сих пор. Может, наушина все-таки найдется у кого-то в мастерской, надеются реставраторы, и ее вернут на место. Тем более, что по старой традиции собирают на памятник по крупицам народные средства.

"С Мининым и Пожарским там такая история. Это изначально народный памятник, построен на сбор народных средств. И, конечно, большие памятники требуют больших средств для проведения работ", - напомнил Павел Игнатьев, скульптор, реставратор, преподаватель Академии художеств Санкт-Петербурга.

Реставрация памятника обойдется в 55 миллионов рублей. Его создание в XIX веке стоило 150 тысяч и почти 13 лет трудов. Вот самый первый проект памятника, 1804 года. Где князь Пожарский не сидит, а идет к Москве, увлекаемый в путь Мининым. Через четыре года композиция совершенно меняется. Здесь Кузьма Минин еще только призывает князя на борьбу. В таком виде памятник и дошел до наших дней.

Памятник Минину и Пожарскому - это не просто предмет, это явление, вне времени, это мост в прошлое, которое с нами говорит. Например, эта перебитая цифра семь. Ведь изначально памятник установили на Красной площади в 1817-м. Но у императора были другие планы, поэтому открытие перенесли на год, а дату пришлось исправить.

В обновленном виде памятник Минину и Пожарскому должны представить в ноябре будущего года. И в этот раз править дату открытия никто не планирует. Хотя успеть в срок реставраторам будет очень непросто. Пока шла подготовка работ, случилась пандемия. Бюджет остался прежним, а материалы для монумента подорожали в пять раз.