Алексей Рыбников: Чтобы родилась музыка, надо вкалывать
Поиск заведений
На счету у композитора Алексея Рыбникова множество званий и наград: народный артист РФ, лауреат Госпремии, обладатель многих орденов. Его симфонии исполняют выдающиеся музыканты, мелодии звучат в десятках фильмов, а рок-опера "Юнона и Авось" стала легендарной. Рыбников руководит собственным театром, не так давно возглавил “Градский Холл”. А этим летом стал сопредседателем Совета Российского музыкального союза.
Хочется услышать что-то свежее
- Алексей Львович, как вы восприняли свое новое назначение?
- Последние пять лет я был председателем Союза композиторов России, так что новая должность - это продолжение начатого дела. За это время произошел огромный скачок. Вы не поверите: раньше все композиторы были “любителями”. То есть "общество любителей" - как любители рыбалки и охоты. Теперь композиторы вошли в реестр профессий, стали защищены юридически. Поэтому, когда мне предложили новую должность, я не удивился. Будем поднимать и поддерживать хорошую музыку в нашей стране.
- Много у нас молодых талантов?
- Для молодежи сейчас созданы фантастические условия. Такой поддержки со стороны государства вообще никогда не было. И мы видим, что таланты есть, но они, как яркие звезды, зажигаются и... пропадают. Ребята просто не знают, как дальше продвигаться. Певец не состоится, если у него не будет собственных песен. А для этого в свою очередь нужны хорошие композиторы. На мой взгляд, сегодня их творчество не очень разнообразно. Все уже приелось, хочется услышать что-то свежее. Молодым не хватает смелости развивать традиционные формы: вернуться к гармонии, к симфонической музыке. Знаю, что в подростковом возрасте многие пишут потрясающие произведения. А потом они попадают в жернова профессионального образования. И все, их калечат. Либо они ударяются в коммерческую музыку, где "все так просто и легко". Мне кажется, что сегодня симфоническая и духовная музыка - это драгоценность, которую надо хранить и поддерживать.
Кто снимет "Юнону и Авось"?
- Вы руководите своей творческой мастерской и театром “Градский Холл”. Какие планы в этом направлении?
- Художественным руководителем “Градский Холл” я был назначен вскоре после трагического дня, когда Александр Градский так неожиданно ушел от нас. И когда позвонили из департамента и спросили, возьму ли я на себя обязанности руководителя, чтобы театр не развалился, я принял предложение, потому как это было необходимо. Я понимал, что должен обеспечить сохранность сделанного - дух театра, репертуар, чтобы труппа продолжала работу. Скоро пригласим зрителей на новую оперу - драму по мотивам "Войны и мира" Льва Толстого: "Le Prince Andre . Князь Андрей Болконский". Это произведение, которое невероятным образом сочетает в себе самые разные жанры, от рэпа до рока и мелодекламации, впервые прозвучит в сопровождении камерного оркестра “Искусство музыки” (МТКМО). Арии исполняются на двух языках - русском и французском, а сохранить историческую точность помогают сценические костюмы в стиле XIX века и передающие дух эпохи декорации. В целом возникнет стартовая площадка, открытая для молодых композиторов, режиссеров, певцов. Надеюсь реализовать и свои экспериментальные проекты. Например, “Дух Соноры” - новая версия истории Хоакина Мурьеты. Это будет комбинированное действо с участием кинематографистов, рок-группы, вокалистов.
- Вы также развиваете жанр музыкального кино. "Юнону и Авось" не собираетесь снимать?
- Жанр настолько специфический, что за него никто из режиссеров не хочет браться. Приходится самому. В четырех музыкальных фильмах я выступил режиссером, в одном - продюсером. Здесь все должно быть подчинено музыке. Нужно отгородиться от быта, оторваться от повседневности. Но пока сделать такой шедевр, как “Шербурские зонтики” Жака Деми c музыкой Мишеля Леграна, никому не под силу, как и снять музыкальный спектакль по "Юноне и Авось". Парадоксально, но этот спектакль нигде не зафиксирован, кроме как в захаровской постановке. Казалось бы, и сюжет, и музыка, и надрыв. А режиссеров нет.
- В Сети недавно обсуждали, кто такие Юнона и Авось. Многие сошлись во мнении, что это имена главных героев...
- Да, целое поколение растет, которое про свою историю ничего не знает и знать особо не хочет, в том числе и про то, что “Юнона” и “Авось” - названия кораблей, на которых плавал граф Николай Петрович Резанов, русский дипломат и путешественник.
А снаружи рычал лев...
- Приоткройте тайну: как в вашей голове рождается музыка?
- По-разному. Но точно скажу: надо работать, а не ждать, что ты вот так просто сядешь, выпьешь чашку кофе - и в голове вдруг родится великое произведение. Нет. Надо вкалывать. А вот идея может прийти когда угодно: во время разговора, обеда или даже во сне. Ну и, конечно, во время путешествий и командировок. Например, музыку к “Острову сокровищ” я писал в Ялте во время съемок фильма. В то время в Крыму вспыхнула эпидемия холеры, и мне пришлось давать подпис ку, что я не вернусь из Крыма до окончания карантина. В итоге мое вынужденное путешествие обернулось плодотворным времяпрепровождением.
- Куда любите путешествовать?
- Каждый год меня тянет в Африку! Жить без нее не могу. Там я открыл для себя настоящий “Затерянный мир” Конан Дойла - заснувший кратер Нгоронгоро в Танзании. Помню, как опускался туда в четыре утра: медленно погружался в туман, в облака... У меня возникали ассоциации с первыми днями Сотворения, о чем тогда я и замышлял писать. Мы с супругой побывали во многих экзотических местах, попадали в грозу на крохотном самолетике, ночевали в палатке, слыша, как снаружи рычит лев, купались в реке, где водились пираньи. На островах Тринидад и Тобаго добирались через тропический лес к самому высокому в мире водопаду Сальто Анхель. Незабываемым было и путешествие в Куско - город в перуанских Андах. Открывается дверь самолета - и ты делаешь вдох на высоте 3,5 тысячи метров, где дышать нечем.
Семейной фермой руководит дочь
- А в России есть места для вдохновения?
- Еще бы! Очень много! Мое место для души под Переславлем-Залесским, где у меня дом 1911 года постройки. Удивительное по энергетике место. Сейчас там небольшая семейная ферма, которой дочка руководит. Там такой необыкновенный воздух, микроклимат, что люди приезжают лечиться. Также очень нравятся Карелия, Санкт-Петербург и окрестности.
- Есть ли у вас заветная мечта?
- Есть, и она зреет давно: сделать эквивалент Нобелевской премии за достижения в области музыкального искусства имени великого композитора и виолончелиста Мстислава Ростроповича. У нас много премий: и за лучший шлягер, и за хит года, а за серьезную музыку нет. Надо эту несправедливость исправлять.
звезды
Поделиться новостью:
Читайте также
Михаил Шуфутинский: Счастлив исполнять песню, которая трогает столько людей
Певец вспомнил для “ЗБ”, как стал музыкантом