В Брянской области судят любителя хищных птиц из Красной книги

Поиск заведений

, Мария Савельева. Житель Брянской области Владимир Иванченков пятнадцать лет заботился о трех больных беркутах. За это в феврале против него возбудили уголовное дело: любитель птиц обвиняется в незаконном содержании особо ценных диких животных, ведь его питомцы занесены в Красную книгу России. Теперь Иванченкову грозят принудительные работы и штраф или же трехлетнее тюремное заключение. Птиц изъяли, однако две из них вскоре погибли. Общественность и местные СМИ встали на сторону Владимира. Впрочем, не все уверены, что помощь доброхота принесла птицам пользу.

Три хищные птицы жили в вольере во дворе частного дома Владимира Иванченкова в поселке Локоть. Своих питомцев зоолюбитель назвал Беркут, Бек и Айсана. У каждого из них - своя история. Беркут, которому Владимир, недолго думая, дал имя по названию вида, попал под ледяной дождь - ослабленного и беспомощного, его нашли охотники. Бек родом из Дагестана. "Однажды я нашел в интернете предложение забрать орла на чучело - птица попала крылом в волчий капкан. Человек, который ее нашел, был пастухом. Я с ним связался, рассказал, как упаковать птицу, и он отправил ее поездом в Москву. На Казанском вокзале я встретил Бека. Обратился к ветеринарам, ему делали уколы и перевязки. Так стали жить у меня две птицы", - вспоминает Владимир.

Третьего беркута, Айсану, сначала приняли за самца и назвали Айсаном, а потом, когда стало ясно, что это женская особь, переименовывать не стали. "Эта птица тоже появилась благодаря интернету. Я увидел сообщение: продается орел из расформированного частного зоопарка в Ростовской области. Приехал туда и понял, почему птицу не забирают: у Айсаны была травма груди, вмятина", - говорит Иванченков.

На собственные деньги Владимир покупал для питомцев еду и лекарства, показывал местным ветеринарам. Птицы так и не начали летать, поэтому мужчина решил оставить их у себя. Беркутов зоолюбитель кормил куриными головами, иногда для разнообразия приносил им лабораторных мышей, а местные жители, работавшие на заготовке зерна, радовали орлов голубиным мясом - с этими птицами у них настоящая война за урожай. "Весь Локоть, весь район нас знал! Кто свинины принесет, кто сбитую машиной курицу", - Владимир несколько раз подчеркивает, что беркутов ни от кого не прятал.

"Они у меня жили, просто чтобы выжить. Я птицами не торговал, весь белый свет их видел, из правоохранительных органов тоже приезжали - фотографироваться. А потом так случилось, что у полиции был рейд против браконьеров. И во время мероприятия им поступило анонимное сообщение, что у меня содержатся птицы-краснокнижники. Безо всяких документов, без разрешения на посещение частной собственности ко мне приехали на нескольких машинах. Соседи говорили: будто бен Ладена приехали ловить. Просто мальчики захотели получить погоны", - предполагает Иванченков.

По закону каждый, кто нашел занесенную в Красную книгу птицу, должен обратиться в Росприроднадзор. Владимир уверяет, что пытался все сделать правильно: "Я подал заявление на разрешение содержания и транспортировку птиц. Сколько лет прошло - ни ответа, ни привета. Уже когда птиц изъяли, мы подали еще одно заявление - бесполезно. Зарегистрировано, находится на рассмотрении, а ответа нет. Я специально снова в январе обратился, чтобы доказать - это непробиваемая дверь".

Владимир был в командировке, когда ему рассказали, что птиц изымают. Это случилось еще летом. Беркутов положили в коробки и отправили в калужский заповедник. Правда, до нового места обитания добрались не все. Одна птица погибла по дороге, другая - вскоре после переезда. В центре реабилитации диких животных Феникс, где оказались питомцы Владимира Иванченкова после изъятия, уверены: причина смерти - в неправильно организованной перевозке.

Сотрудники Феникса подчеркивают: до переезда птицы содержались в подходящих условиях. "Оперенье ровное, гладкое, блестящее, без заломов. Лапы без наминов и внешних травм, что говорит о правильном содержании птиц на специальных присадах, развитая мускулатура также свидетельствует о том, что птицы имели возможность двигаться в ограниченном пространстве. Цвет и структура кала, а также погадки (непереваренные остатки съеденной пищи, отрыгиваемые некоторыми хищными птицами. - Прим. ред.) свидетельствуют о правильном кормлении", - заявила руководитель центра, биолог Вероника Матюшина.

Но с этой позицией согласны не все. Например, ветеринарный врач-орнитолог Мария Маркина уверена: единственная причина, по которой птицы могли не пережить переезд, - плохое содержание беркутов у Владимира все эти годы.

"Я положительно отношусь к изъятию краснокнижников у таких чудо-лекарей. Продолжительность жизни в неволе не говорит о качестве ухода. Птица и 20, и 30 лет может прожить, например, с поражением организма грибками или с туберкулезом. Показательно, что птицы умерли после транспортировки. Поднялась суета: "Ужас, птиц посадили в коробочку, перемотали скотчем!" На самом деле с хищниками так и нужно делать, в клетках или переносках они покалечатся. То, что несколько птиц погибли, - показатель изначально плохого здоровья. Как бы их не кантовали в дороге, в норме беркут не умрет из-за транспортировочного стресса", - заявила Маркова.

Руководитель Союза охраны птиц России Андрей Салтыков, впрочем, по последнему пункту не согласен с коллегой. "Куриные головы с перьевым покровом и костями, приближенные к натуральной добыче беркутов, - это практически полноценный корм, он подходит как основная часть рациона. Если добавлять грызунов, еще лучше", - говорит он.

Слушание дела Владимира Иванченкова назначено на 26 февраля. По сообщению прокуратуры Брянской области, он обвиняется по ч. 1 ст. 258.1 УК РФ ("Незаконное содержание диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и охраняемым международными договорами Российской Федерации"). Иванченкову грозят исправительные или принудительные работы, штраф или лишение свободы. Возможное максимальное наказание для Владимира - три года тюрьмы и штраф до миллиона рублей.