Столичным властям не удается решить проблему перекупщиков возле театров

Поиск заведений

 

23 июня Министерство культуры приступило к разработке законопроекта об ужесточении правил продажи билетов на театральные и культурно-массовые мероприятия, чтобы решить проблему с билетными спекулянтами. При этом сами перекупщики сменили тактику, продавая билеты через интернет и официально выкупая хорошие места у театров. Об этом пишет РБК.

Инициативе Минкульта предшествовал громкий скандал вокруг продажи билетов в МХТ: практически все билеты, поступившие в продажу в кассы, в считаные минуты оказались у перекупщиков. Напомним, в день продажи билетов на июнь, на который планировались три премьерных показа спектакля Ренаты Литвиновой "Северный ветер", перед кассами МХТ выстроилась огромная очередь. Однако за час до открытия касс охрана театра оттеснила от входа стоявших в голове очереди и пропустила вперед группу людей, которые скорее походили на завсегдатаев спортивных арен и скупили практически все билеты на премьеры. В тот же день билеты на три спектакля "Северный ветер" появились на сайтах перекупщиков по цене от 9 до 27 тысяч рублей при номинале от двух с половиной до 5 тысяч рублей.

В соцсетях выражали уверенность, что подобная ситуация невозможна без содействия руководства театра. Художественный руководитель МХТ Олег Табаков связал инцидент в очереди со "стабильным интересом зрителей" к театру. По мнению одного из перекупщиков, конфликт у касс — результат прямой конкуренции дельцов, работающих на сером билетном рынке.

Объем московского первичного рынка билетов составляет порядка 8,5–9 миллиардов рублей в год — это официальный доход всех столичных театров от продажи билетов в кассе и через официальные билетные онлайн-агентства, имеющие договоры с театрами. Покупка у них в подавляющем большинстве случаев обойдется чуть дороже за счет комиссии, которую они берут за свои услуги. А когда в кассах и у агентств билетов нет, их почти всегда можно найти на сайтах "серых" перекупщиков. Если за рубежом практически весь вторичный рынок приходится на билеты, от которых их покупатели отказываются по тем или иным причинам, то в московских театрах билеты, как правило, обмену и возврату не подлежат, и люди готовы продать их даже ниже покупной цены.

При этом с развитием технологий билетные спекулянты практически перестали работать непосредственно у входа в театр, реализуя билеты онлайн. А наказание за спекуляцию, по обвинению в которой можно было бы привлечь перекупщиков, в российском законодательстве не предусмотрено. Эксперты отмечают, что массовая скупка билетов невозможна без участия администраций культурных учреждений и поэтому борьба с этим явлением должна идти через работу с коммерческими службами театров.

По словам дельцов, опрошенных изданием, билеты для перепродажи действительно можно купить в кассе или на сайте театра. "На многие топовые спектакли ограничивают продажу билетов в одни руки — не более двух-четырех билетов. Поэтому мы нанимаем людей, которые занимают очередь перед открытием касс и покупают билеты", — рассказал один из них. Многим из перекупщиков принадлежат по несколько сайтов, где всегда можно найти билеты на аншлаговые постановки театра имени Вахтангова, МХТ имени Чехова, Мариинского театра, Театра наций, "Ленкома" и других театров. Еще около 40% билетов приходится на бронь для гостей, спонсоров, сотрудников: спекулянтам через администрацию театров продают до половины этой брони и по номинальной цене. А другие спекулянты выкуавют места прямо в кассах.

При этом на зарплату сотрудникам компании перекупщиков уходит не более 200 тысяч рублей в месяц, включая работу специалистов, отвечающих на телефонные звонки, и ответственного за работу сайта. Число курьеров, доставляющих билеты покупателям, зависит от сезона и спроса. Самая значительная статья расходов — это продвижение своих услуг в интернете, куда уходит по 300 тысяч рублей в месяц. А работникам театра выплачивается 10% от номинальной цены билетов, которые идут на нужды театра.

Расходы других перекупщиков включают найм людей "в очередь". Число "наемников" зависит от конкретного спектакля, вместимости зала, сезон и составляет от 15 до 50 человек. Как правило, это студенты и пенсионеры, каждый получает 200–500 рублей. Месячный оборот сайта превышает 2 миллиона рублей, прибыль — 1,3 миллиона: по оценкам самих перекупщиков, их в столице насчитывается 100–120 человек, не ограничивающихся одной или несколькими площадками. на спектакли в Большом спекулянты скупают 15% всех билетов, в "Ленкоме" и МХТ им. Чехова — 20%, в Театре наций и Театре им. Вахтангова — по 10–15%.

С другой стороны, на рынке сейчас наблюдается падение интереса из-за роста цен на билеты и скудного репертуара многих топовых театров, а также из-за невозможности припарковаться и пробок в центре. Тем не менее заработок перекупщиков остается весьма высоким. А чтобы действовать максимально эффективно, перекупщики создали Ассоциацию участников билетного рынка. Сейчас в нее входят 74 члена, которые обязаны торговать только подлинными билетами и быть участниками специальной внутренней интернет-биржи, где размещают информацию об имеющихся билетах и их цене. В месяц через биржу проходит около 2,5 тысяч билетов. Что же касается скандала вокруг МХТ, то, по словам экспертов, в тот день одна группа спекулянтов просто подвинула другую.

Между тем в Минкультуры готовится законопроект о запрете продажи билетов по цене выше номинала. Заниматься их реализацией смогут только сами театры и агентства, заключившие с ними официальный договор. Всем остальным грозит штраф — от 3 тысяч рублей для физических лиц до миллиона рублей для юридических, также предлагается законодательно ограничить продажу билетов в одни руки и ввести именные билеты, данные на которых будут сверяться с паспортом при входе в театр.

В театральном сообществе предлагают решить проблему за счет повышения цен на билеты в кассах театров, а также кардинально поменять систему продаж билетов на спектакли, пользующиеся повышенным спросом, организовав "билетные аукционы". Сами спекулянты уверены, что в случае принятия закона те из перекупщиков, кто платит налоги, просто уйдут в тень и будут работать как физлица, чтобы минимизировать ответственность.