Отель на границе гибнущей Европы

Поиск заведений

Много можно было бы сказать и о ностальгической лиозновской картине "Мы, нижеподписавшиеся", и о потрясающей американской "Женщине под влиянием" (оба - на "России К"), и о картине "Значит, война!" с Крисом Пайном и Томом Харли. Но "Отель Гранд Будапешт на Первом из всего показанного - фильм самый необычный и спорный. Эта вышедшая в 2014 году комедия Уэса Андерсона у подавляющего большинства зрителей вызвала восторг. Но у подавляющего - не значит у всех: кому-то юмор режиссера показался трешем. Тем не менее кинопресса включила фильм в десяток самых значимых работ года выхода, и на Отель градом посыпались призы, включая Гран-при жюри Берлинского фестиваля. Почему? Каюсь: не знаю, как у кого, но для меня тайные смыслы фильма стали прозрачны и очевидны лишь к третьему просмотру. Безусловно, этот скрытый подтекст картины и цеплял безотчетно большинство с самого начала, хотя понять механизм этого цепляния удается не сразу.

Выдуманная страна Зубровка, где в роскошных интерьерах отеля начинает развиваться действие, в 1932 году существует в мире и благоденствии. Окончится же действие в 1939-м, знаковом для всей Европы. Таким образом, абсурдный бурлеск зажат между двумя мировыми войнами. И искрометный герой Рэйфа Файнса, и все события, связанные с его харизматичной фигурой, - это сладкая начинка торта, есть которую вкусно, особенно если не думать об окружающих коржах... А они - есть, и вкус их горек. Так Андерсон снял картину о Европе, золотой век которой оборвется с началом фашистского мракобесия: вовсе не случайно появляется в конце фильма якобы незначительная фигура гитлеровца.

Странный, порой дурашливый, но глубоко философский фильм с отчетливой тоской режиссера по ушедшему времени и блестящим шутейным анализом жизненного цикла эпохи. Вот оно, ее зарождение, вот расцвет, блеск ее золота. Но миг - и все сменится кризисом, начнется болезненное угасание: Европа в полушаге от краха, и его тоже, как и прежний блеск, сотворил человек. Миг - и не будет ничего, останутся только воспоминания рассказчиков, которые, увы, интересны далеко не всем из нового поколения, у которого, увы, свои эпохи и ценности.

Удивительная работа. Не зря Мартин Скорсезе еще двадцать лет назад заинтересовался тогда совсем еще молодым Уэсом Андерсоном и начал его расхваливать. В "Отеле Гранд Будапешт Андерсон умудрился собрать все воедино - гротеск и юмор, стеб и романтику, а трагедию так просто скрестил с фарсом. И спорить о картине можно до бесконечности, но это сделает ее восприятие лишь еще более острым.

Ну а те, кто не слишком увлечен кино, но уважает культуру, не могли не воздать должное воскресным передачам канала Россия К, отдающим дань памяти Евгению Евтушенко. На минувшей неделе поэту исполнилось бы 85 лет. Увы, юбилей этот мы отмечаем уже без него. Но дата - прекрасный повод вспомнить его чудесные стихи. На музыкально-поэтическом вечере-посвящении в Государственном Кремлевском дворце песни, написанные на стихи Евтушенко, прозвучали в исполнении самых известных певцов и актеров страны. Это было прекрасно. И Евгений Александрович был бы доволен.

Подписывайтесь на канал Вечерней Москвы в Telegram!