"Нас спасет коммунизм!"

Поиск заведений

 

беседа с Народным артистом России Юрием Назаровым Марина Алексинская

Юрий Назаров родился под счастливой звездой. В его фильмографии более полутора сотен картин: Непрошенная любовь (по рассказу М. Шолохова "Чужая кровь"), "Адъютант его превосходительства", Горячий снег, Последние залпы, Андрей Рублев, Зеркало, Давай поженимся, Маленькая Вера, Две судьбы... В его жизни - работа с выдающимися режиссерами, классиками советского и мирового кино: Иваном Пырьевым, Андреем Тарковским.

5 мая Юрий Назаров отметил славный юбилей - 80-летие. Поздравить артиста и договориться о встрече оказалось не так-то просто: гастроли, концерты, выступления на сценических площадках, в клубах больших и малых городов России, на передовых позициях Вооруженных сил РФ... Юрий Назаров полон сил, крепости духа, желания поделиться той правдой жизни, которой он не изменял никогда. Наконец наша встреча состоялась. И это горение правдой оставить равнодушным не могло...

ЗАВТРА. Юрий Владимирович, юбилей - невольный повод взглянуть на минувшее, что-то осмыслить заново. О чем вы задумываетесь сегодня?

Юрий НАЗАРОВ . Понимаете, какая штука... я же - дите войны, и в наше время самым гнусным, омерзительным грехом считалось предательство. Я служил советской власти, советской идее, коммунистической идее, служил со всей душой, и вот я думаю: как же можно было ее предать? Никогда в жизни я не пойму Бориса Николаевича Ельцина. Хотя, с другой стороны, там все понятно. Одно дело, когда вступаешь в партию в 18 лет на фронте, и жизнью отвечаешь за поступок, с другой - как Ельцин, в 31 год, с целью получения определенных преференций, которые он и получил, и, получивши, хотел партию закрыть. Но на него-то наплевать, а вот то, что вся страна его терпела и не сказала: ты что? ты кто такой? ты охренел, что ли? ты зачем в партию шел, ты кто: враг, предатель, шпион? Но у нас... в общем-то, "умом Россию не понять, аршином общим не измерить". Ведь эти слова Федор Иванович Тютчев не в юные годы высказал, а когда ему уже под шестьдесят лет было. А как вы ее поймете? Ведь такие подвиги совершила Россия праведные, милосердные! И попроситься в колонию, как мы в 90-е добровольно попросились, спасши весь мир! "Бессмертной музыки хвала - Россия русскими руками себя спасла и мир спасла" - написал в стихотворении "На взятие Берлина русскими" эмигрант, дворянин Георгий Иванов.

ЗАВТРА. Война где вас застала?

Юрий НАЗАРОВ. В Новосибирске, 3000 км от одного фронта, около 7000 от другого, который потом появился, через четыре года. Но я помню радио.

ЗАВТРА. Тарелку?

Юрий НАЗАРОВ. У нас радиоприемник был. И помню - мне четыре года было - как мама моя слушала сообщение об объявлении войны. Потом, на время войны, все приемники убрали, чтобы никакой провокационной информации не поступало, как это сейчас происходит. Тарелки появились, и каждый божий день шли известия "от Советского информбюро": "в результате тяжелых кровопролитных боев наши части оставили", "...оставили...", "оставили, оставили...". И так две недели июня, все тридцать один день июля, все тридцать один день августа... А цивилизованный мир, я-то это помню, прет и прет. Зимой остановили под Москвой. Кто? Сибиряки. А я кто? Я сибиряк, у сибиряка сопли по колено, а грудь-то колесом от гордости: мы остановили! А в 42-м враг опять, гад, попер. Харьков взяли, Севастополь, все-все-все. И... опять зимой остановили. В 1943-м году - мне шесть лет было - никто мне ничего не говорил, но я уже ждал: раз лето, значит, враг должен переть. Ан нет! Нет и нет сообщений, что-то не то... Это сейчас знаю, что была Курская битва, что не получилось у него тут. А дальше уже легче пошло. 1944-й, все легко. Уже до границы освободили и дальше вперед пошли.

ЗАВТРА. На Берлин!

Юрий НАЗАРОВ. 1945-й, 9 мая, среда была. Хотите - проверьте. Мама работала в третью смену, на ТЭЦ за Обью, на своей теплоэлектроцентрали, отец вечером в театре был, в Оперном театре он пел в хоре: родители энергетиками были, не воевали, получили бронь, надо было промышленность поддерживать. У нас же на четыре часа раньше, чем в Москве, солнце встает, а уж с Берлином-то еще пара часов разницы. И вот отец явился поздно ночью, говорит: вроде идет... вроде капитуляция... И в шесть утра, когда Левитан о капитуляции Германии сообщил, то все вскочили, в чем были: мать в рубашке ночной, отец в трусах, я, наверное, тоже в трусах, бабка у нас ночевала, одеялом закуталась, и все стали хоровод водить, плясать. Мы на пятом этаже жили, на кухне вылез в окно во двор... шесть утра, пусто, никого. Какая-то идет бабка-старуха, молочница, Бог ее знает, кричу: "Тетя, война кончилась!" Не победа, а "война кончилась". Ну, и потом гулял с народом... Тогда ведь так и говорили: не "победа!", а "война кончилась!". Хотя ничего не изменилось: и жрать нечего было, и в школе писать не на чем было, задачки решал на каких-то бумажках хлипеньких, а вот это ощущение - "война кончилась", ужас с души сняло. Кончился этот ужас... И когда где-то 3 сентября сказали об объявлении войны Японии, я помню свой восьмилетний кошмар: как?! Опять война?! Но слава тебе Господи, испугаться не успели. Полторы недели война шла, и все кончилось... Тогда еще журнал такой выходил, Америка, шикарный. И в этом шикарном журнале лощеная бумага глянцевая, печать отменная, вот там грибочек этот милый атомный появился. Но Америка, она ведь святая, мы же - "империя зла". Так вот, Америка - единственная страна, что на живых людях испытала атомную бомбу. Единственная! И она сегодня - святая, а мы в чем-то должны каяться.

ЗАВТРА. Ну, Япония с восторгом встретила президента США Обаму, хотя было объявлено, что визит не является извинением США за Хиросиму. Возможно, в Японии думают, что это СССР скинул бомбы на Хиросиму и Нагасаки?

Юрий НАЗАРОВ. Да, и еще эта Америка намеревалась разгромить ударом ядерных бомб города СССР. И это тоже - святое.

ЗАВТРА. Рассказывают, что ученые Сарова отстояли Берию, в 90-х по приказу сверху не сняли со стен музея его портреты. Но вот информационные бои за Сталина ожесточенны, продолжаются. В вашем восприятии - кем был Сталин?

Юрий НАЗАРОВ. Кем был Сталин? Каменной стеной! Вот как он сказал 3 июля 1941 года, что "наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами", - он сказал, Молотов Вячеслав Михайлович повторил, так ведь оно и было. И победа была за нами, и Русь себя спасла, и весь мир спасла. Понимаете, ведь все наши, включая и вроде как обиженных - и Мандельштама, и Вертинского, и Ахматову - все славословили Сталина... уже я не говорю об Исаковском, о Твардовском и прочих. Ведь было это! А у нас сейчас врут как хотят: и Ленин придурок, и Маркс идиот, и Сталин людоед, а уж Берия - я не знаю... А Сталин и Берия по сей день защищают нас, атомный щит - это их рук дело.

ЗАВТРА. Юрий Владимирович, я так понимаю, еще в Новосибирске у вас сложилась идеологическая платформа, которая и сегодня непоколебима. Но вот вы приехали поступать в театральное училище в Москву, где идеология уже несколько видоизменялась. Не ощутили какого-либо диссонанса?

Юрий НАЗАРОВ. Наверное, ощутил. Москва ближе к престолу, а ведь у престола всегда так:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда - все молчи!

Вот я счастливейший человек, лишний раз понял в Москве. Потому что не обгадили мне марксизма-ленинизма, замечательного учения. В 73-й школе, мужской средней школе Кировского района города Новосибирска, учителем русского языка и литературы и завучем был Лев Николаевич Солуянов. Низкой поклон его памяти: рассказывая на уроках о соцреализме, он обращался к "Слову о полку Игореве" и находил в соцреализме преемственность. В Щукинском училище, куда я поступил, тоже были наши дивные педагоги. Моисей Соломонович Беленький, Галина Григорьевна Коган, они марксизм-ленинизм преподавали. Борис Николаевич Сималин преподавал историю изобразительных искусств, Александр Сергеевич Поль - зарубежную литературу. Павел Иванович Новицкий - историю русской литературы. Был еще блестящий преподаватель марксизма-ленинизма Лифшиц Михаил Александрович, он преподавал в Суриковском институте. Серьезный марксист был, и он мечтал, чтобы учение марксизма снова стало гонимым, чтобы от него отвалилась армия Гвоздилиных, вот этих, которые гвоздят, забалтывают. Так вот, в Москве столько брехни оказалось, забалтываний. У нас на Мосфильме художник по костюмам была, вроде интеллигентный человек, так ее трясло при имени Пушкина, в детстве ее Пушкиным перекормили. Толя Солоницын, замечательный актер, слышать не мог имени Станиславского. Вот так Марксом и Лениным задалбливали.

ЗАВТРА. Ваши взгляды артистический мир разделял?

Юрий НАЗАРОВ. Понятия не имею!

ЗАВТРА. Вы были отдельно от него?

Юрий НАЗАРОВ. Да как-то в общие ряды не становился. С Мишей Ножкиным во взглядах мы не расходимся, с Васей Лановым тоже...

ЗАВТРА. Интересно, как в кинематографе 70-х формировались направления: почвенническое, русофильское в лице Василия Шукшина...

Юрий НАЗАРОВ. И Андрея Арсеньевича Тарковского, почему нет? Они однокурсниками были и такой кинематограф развернули! Тарковский шел от интеллигентского осмысления к жизни, а Шукшин от жизни - к осмыслению. Они шли навстречу друг другу, и ни тот, ни другой никогда не врали себе.

ЗАВТРА. Вам выпала честь работать с Тарковским в Андрее Рублеве. Каким он был человеком? Как он работал?

Юрий НАЗАРОВ. Я помню двух людей, которые ничего еще не сделали, а уже в коридорах Мосфильма о них шепотом говорили: Чухрай, Тарковский... Кто такой Тарковский? Это Тарковский! Режиссер он серьезный. А какой был человек? Человек был... как сказать... одержимый.

ЗАВТРА. Это что значит?

Юрий НАЗАРОВ. Это значит, что творчество было для него превыше всего, и он не замечал, как в погоне за творчеством обижал вокруг себя людей, понимаете? Меня не обижал, у меня роль была незначительная, а вот над Солоницыным, над Бурляевым, можно сказать, издевался. А они его обожали, они, как дети, были влюблены в него. Я-то убежден, что Андрей Рублев и Бориска, эти два образа - духовный автопортрет самого Андрея Тарковского... Вспоминаю такой случай. Как-то после съемок Непрошенной любви мы возвращались с Мосфильма, и в автобусе журналист интервьюировал Ивана Лапикова, спрашивал, над чем он сейчас работает. Не знаю уж почему, но я вместо Лапикова ответил: снимается в роли Кирилла у Тарковского. Кто такой Кирилл? Сальери - сказал я. Вышло интервью "Два дня с Иваном Герасимовичем", с Лапиковым, значит, где Кирилла и назвали Сальери. Тарковский негодовал просто. Что еще за Сальери? Это так не по-русски! Сальери - пример западного менталитета, индивидуалистического, а наш Кирилл после того, как Рублев принял обет молчания, гонца к нему шлет. Говорит, чтобы Рублев расписал лавру, не брал греха на душу. Иди и пиши! Богу пиши!

ЗАВТРА. И западное, пролиберальное направление тоже было?

Юрий НАЗАРОВ. А как же? Конечно, было!

ЗАВТРА. В чьем лице?

Юрий НАЗАРОВ. Сейчас я не буду никого обвинять. Знаете ли, оттепель - она же вся на вранье произошла. На предательстве коммунистических идеалов: вчера кричали "да здравствует коммунизм, ура-ура-ура!", сегодня кричать стали "будь проклят коммунизм, ура-ура-ура!". Потому что Никита Сергеевич Хрущев никаким коммунистом не был. Кричать "Наша цель - коммунизм!" - это еще не значит быть коммунистом. И я не помню, кто сказал: грядет великий хам, но знаю точно, что в лице Хрущева такой хам и пришел. О Хрущеве лучше всего сказал Черчилль, когда его поздравляли с 90-летием. Кто-то предложил тост за Черчилля как за самого ярого врага России, и тот ответил: "К сожалению, имеется человек, который нанес вреда Стране Советов в тысячу раз больше, чем я. Это Никита Хрущев. Давайте похлопаем ему!".

ЗАВТРА. В настоящее время Хрущев - кумир тех, кто называет себя интеллигенцией. Интересно, кто для вас - интеллигенция?

Юрий НАЗАРОВ. Интеллигенция?.. Это Эсхил, Софокл, Еврипид, Шекспир, это Ленин, Карл Маркс, это Энгельс изумительный. А сегодня какой-нибудь доктор наук выступает и такую лабуду несет с экрана, что разве можно назвать его интеллигентом? Интеллигентами были Жанна д’Арк, Ян Гус, Томас Мор, Джордано Бруно... Борис Щукин, в честь которого названо театральное училище, был интеллигентом, в училище с фронта пришел.

ЗАВТРА. Вы, Юрий Владимирович, тоже побывали на фронте, сирийском. Как вы попали в Сирию? Каковы впечатления?

Юрий НАЗАРОВ. Пригласили - я и поехал. Выступал на блокпосту: танки, солдаты на них - такие богатыри, что скручивали сковородки. Я прочел им стихи, а мне стихи эти прислал из города воинской славы - Ельца - Володя Комаров, баянист, музыкант, мой друг. Стихи такие:

Пока у русского солдата

Есть спички, порох, самогон,

Пусть хрен сосут солдаты НАТО

И раком встанет Пентагон.

Потом спросил у нашего подполковника: ничего, что так прочел? Отвечает: вам можно, это нам нельзя. Ну тогда я продолжил:

Наложили на Россию вето -

Не пускают в европейский дом,

А мы на вето положили это -

И на санкции мы это же кладем.

Есть песня замечательная Исаковского, где слова: "Хмелел солдат, слеза катилась, слеза несбывшихся надежд", - немножко подправили: "Хмелел солдат, слеза катилась, хрипел трофейный патефон, а на груди его светилась медаль за город Вашингтон". Я вот не пойму, почему мы не пошлем сегодня всем миром Америку, что разбомбила Ирак, Югославию, которой, ай-яй-яй, теперь Северная Корея угрожает! А ведь Америка, это на моей памяти было, в Корею пришла и часть ее уничтожила. Чем тогда Корея угрожала Америке? На чем она собиралась переплыть через Тихий океан? на щепках? на шлюпках? Сколько лет уже Америка гадит и паскудит. Почему-то весь этот цивилизованный мир забывает: лезли - по зубам получали!

ЗАВТРА. И как наши воины принимали вас?

Юрий НАЗАРОВ. Ну как? Нормально принимали, все свои ребята. Дети, пацаны: ой, артист живой приехал! А мы по-сталински говорили: ребята, наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами. Главное, чтобы дело правое было, понимаете? А цивилизованный мир - он не за правое дело.

ЗАВТРА. И, тем не менее, Голливуд - победил?

Юрий НАЗАРОВ. Что он, Голливуд, победил? Где он победил? Нашего Рублева победил? Или "Сказание о земле Сибирской"? Или кинокартины Ивана Пырьева?.. Мы сами предали свой кинематограф, как предали и свою страну. И все это засилье голливудских фильмов на российских экранах сегодня есть результат нашего предательства, с которым, кстати говоря, мы и наше образование угробили... Владимир Мономах, Державин, Ломоносов, автор "Слова о полку Игореве", все русские мыслители пытались воспитывать людей и делать из них - людей. Но мы от нашей истории, от нашего коммунизма отказались, а приняли Запад с его индивидуализмом и пропагандой наживы. Голливуд - это разврат, растление, разложение. У меня даже стихотворение есть, не стихотворение, а четверостишие:

В животный мир нас опустили,

Теперь живем в животном мире:

Права, свободы - как в сортире,

Живем - пока не замочили.

ЗАВТРА. Ваше кредо?

Юрий НАЗАРОВ. Я верю, что спасение - в коммунизме. Против коммунизма были Черчилль, Трумэн, Рейган, товарищ Гитлер был против коммунизма. И сегодня мы в один этот ряд встали вместе с Обамой, Клинтонами, даже милицию в честь Гитлера в полицию переименовали. А это - путь к гибели. Потому что Запад со своими денежными мешками обращает человека в животное: я самый главный, мне нужны удовольствия, а вы хоть сдохните все, или, как у Алексея Максимовича Горького сказано, "всех грызи или лежи в грязи". Только коммунизм, обгаженный всеми сегодня, спасет не только нашу страну, но и все человечество - только коммунизм, только человечность, гуманизм, уважение друг к другу, милосердие. "Лицезрением живоначальной Троицы побеждайте ненавистную рознь мира сего", - говорил Сергий Радонежский, и он тоже - чистейший коммунист. Ненавистная рознь мира сего - по сей день. XXI век, а мы все режем дружка дружку.

ЗАВТРА. В чем для вас заключается смысл профессии артиста?

Юрий НАЗАРОВ. Смысл в том, чтобы, как с кафедры, с амвона, нести правду, поделиться каким-то опытом дополнительным..