Макрон и Меркель рассказали о "решительных мерах" против России

Поиск заведений

Власти Франции и Германии будут стремиться к принятию дополнительных мер против Москвы в связи с "делом Скрипаля", помимо отзыва для консультаций постпреда ЕС в России. Об этом заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель на совместной пресс-конференции с французским президентом Эммануэлем Макроном.

Открывая второй день евросаммита, лидеры стран ЕС недовольно смотрели на часы и, кажется, с трудом сдерживались, чтобы не зевнуть. Традиционный деловой ужин накануне чуть было не перетек в завтрак. И закончился только в три утра, передает "ТВ Центр".

Говорили накануне действительно много. 5 часов. И, в основном, о "деле Скрипаля". Тереза Мэй докладывавшая коллегам о позиции Лондона - в холле Дворца Европы появляется одной из последних. Серьезная и заметно уставшая, улыбается только подходя к камерам.

"Я приветствую то, что европейские лидеры согласились с выводами Великобритании. Весьма вероятно, Россия ответственна за попытку убийства, имевшую место на улицах Солсбери. И что этому нет возможного альтернативного объяснения", - сказала Мэй.

При этом по-прежнему никаких доказательств. Содержимое красного чемоданчика - такие только для документов особой важности - который Мэй привезла с собой в Брюссель, смогли увидеть лишь Эммануэль Макрон и Ангела Меркель. Документы, сообщит потом Лондон - выводы экспертов из секретной лаборатории Портон-Даун. Той, что разработала зарин и газ VX, и находится рядом с Солсбери.

"Она сообщила о положительной идентификации ведущими мировыми учеными в Портон-Даун химического вещества, использовавшегося как часть группы нервно-паралитических веществ Новичок, - говорится в сообщении канцелярии премьер-министра Британии.

Откуда даже с учетом высокой квалификации у экспертов из Портон-Дауна такие знания, Тереза Мэй не объяснила. Получается, у Британии есть формула отравляющего вещества. Но откуда? И где гарантии, что этих данными не обладает кто-то еще? А значит, вполне может синтезировать газ самостоятельно. Но все это, судя по тону общего заявления, сомнений в версии Лондона почему-то не вызывает.

"Мы долго обсуждали случившееся. После чего заявляем, что, по всей вероятности, Россия имела отношение к атаке нервно-паралитическим газом. Нет никаких иных объяснений. Это было зафиксировано всеми лидерами, как и то, что мы продолжим следить за ходом экспертизы данных, которые Британия передала международным экспертам по химическому оружию. Мы ждем результатов объединенного расследования. И мы намерены предпринять ответные меры, согласно уже принятому заявлению. Но также готовы к дальнейшим шагам", - заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель.

В российском МИД подобным подходом разочарованы. Евросоюз уже сообщил об отзыве посла ЕС в России. Но это, подчеркивают в Брюсселе, временно. После консультаций Маркус Эдерер вернется в Москву. О новых антироссийских санкциях, заявил на итоговой конференции Дональд Туск, речи пока нет. Все-таки нужно дождаться выводов следствия. Но Париж и Берлин о презумпции невиновности, кажется, забыли.

"Мы рассматриваем нападение как серьезный вызов для нашей безопасности и суверенитета Европы. Это требует решительного ответа со стороны ЕС и его членов. Несколько стран, включая Германию и Францию, вскоре примут скоординированные решения", - отметил президент Франции Эммануэль Макрон.

Присоединиться подумывают Польша, Эстония, Литва, Чехия. Премьер Дании уже начал консультации с парламентом. Первые решения ожидаются уже в понедельник. При этом, сообщают источники, Италия, Словакия, Греция и Кипр намерены сначала все-таки увидеть выводы экспертов. Канцлер Австрии тоже категоричен.

Эксперты международной организации по вопросам химического разоружения первые данные обещают представить не раньше чем через две недели. Британские власти пригласили их присоединиться к расследованию только через 8 дней после нападения. Хотя то, что покушение на Скрипалей было именно химической атакой, каким-то образом смогли определить в считанные часы. И, даже, возможно, подобрать антидот. Иначе почему так быстро пошел на поправку полицейский, который, уверял Лондон, тоже пострадал от смертельного нервно-паралитического газа.

Все эти вопросы должны были бы адресовать Терезе Мэй участники саммита в Брюсселе. Но, как сообщил прессе источник в одной из делегаций, никакого анализа представленных Великобританией данных лидеры ЕС не проводили. Выбирая между здравым смыслом и солидарностью, в Евросоюзе пока ставят на последнее.

Екатерина Выскребенцева, "ТВ Центр", Брюссель, Бельгия.