"Чистый город": в Москве объявили войну стрит-арту и граффити

Поиск заведений

Испорченный труд уличных художников в Москве теперь исправить вряд ли получится.

В столице объявили настоящую войну стрит-арту - любимые миллионами росписи на домах исчезают одна за другой. Закрашивают даже те, что успели стать символами улиц.

Бауманская, 33, - на фасаде здания остались белые разводы, а несколько дней назад здесь над всеми возвышался портрет Константина Станиславского. Не верится, но изображение удалили как незаконное граффити. Хотя работа была написана еще в 2013.

"Я вот смотрела эти магазины, эти аптеки, уже надоело, и букеты вот на каждом шагу. А это была красавица. Это красиво", - рассказала Мария.

С недавних пор за уличное искусство, которые уже стало частью городского ландшафта, отвечает не департамент культуры, как это было раньше, а ЖКХ. Сотрудники этого ведомства работают в стиле Бэнкси - под покровом ночи тайно закрашивают граффити на зданиях города. Так на улице Гиляровского исчезла абстракция, написанная 7 лет назад. Послание австралийского художника на Рождественке, 2014 года, тоже ушло в утиль.

"Нас, художников, наказывают за несоблюдение тех правил, которые еще не существовали, когда были созданы работы. Я еще могу понять, когда эти правила применяют к тем, кто только собирается создать свои работы, но уничтожать то, что уже есть, довольно странно", - говорит австралиец.

По новым правилам каждый рисунок должен быть представлен департаменту ЖКХ, который в течение месяца согласовывает его с шестью ведомствами, включая департамент имущества и префектуру. В случае утверждения эскиза, наносить его на здание можно строго с 1 апреля до 1 ноября, причем в установленный срок. Но готовую работу должна еще одобрить приемная комиссия.

"Кстати, превосходный пример, Майя Плисецкая, прекрасная работа, которая дала название скверу, на котором мы сейчас стоим. При новых правилах это было бы невозможно. Потому что мы приглашали художника Эдуардо Кобра - бразилец, и когда он прилетел в Москву, изначально должен был рисовать Чарли. Теперь представьте себе, по новым правилам он выбрал Майю Плисецкую, он находится в Москве, и мы месяц должны ждать получать согласование на эскиз", - отмечает Иван Пантелеев.

Как будут работать новые правила, в департаменте ЖКХ пояснить не смогли. В письме говорится, что разрешены только изображения выдающихся личностей, исторические события, наука, спорт и искусство. Тогда почему уничтожили Станиславского? Более того, по тем же новым правилам у художников должно быть 180 дней, чтобы легализовать уже существующую картину, но авторов уничтоженных работ даже никто не уведомил.

"Работы достаточно лояльные, легкие, никакой агрессии в них нет, я не думаю, что они кому-то могли мешать. Мне кажется, это неправильно, когда что-то новое выпускают, старое обычно не уничтожают", - считает Алексей Медной.

Так задним числом посчитали незаконной работу казахского художника Рустама Салемгараева, которая даже включена в путеводители по Москве.

Изначально новые правила должны были коснуться только незаконных рекламных и провокационных граффити, которых в Москве насчитали около 100, но в итоге под валик ЖКХ пошли и другие работы.

"Судя по всему из того, что мы уже наблюдаем, не была должным образом проведена экспертиза, наверняка часть работ позволяет быть закрашенными, но что-то из этого, если будут привлечены эксперты, может быть частью искусства городского", - отмечаем Софья Троценко.

Софья Троценко - основатель Центра современного искусства Винзавод, который активно работает с уличным искусством, считает, что без граффити город становится серым.

Главный вопрос, что теперь будет с граффити, которые стали частью города. Эта стена вообще превратилась в место паломничества поклонников творчества Андрея Тарковского, в том числе и иностранных туристов. Сцена из Ностальгии предпоследнего фильма режиссера. Олег Янковский с зажженной свечой в руке. Свечи здесь горят, сменяя друг друга.

Во время съемок к стене Янковского пришли поклонницы фильма и обнаружили, что культовое граффити тоже постепенно исчезает.